Введение
1 Формирование личности ребенка в раннем возрасте
2 Кризис трех лет и основные формы его проявления
3 Психологические рекомендации по преодолению негативных форм поведения ребенка
Заключение
Список использованных источников
Введение Каждый человек, несмотря на то, что он является социальным существом, представляет собой индивидуальность, которая определяется как врождёнными качествами (внешность, темперамент, интеллектуальные способности), так и приобретёнными (характер, мировоззрение, система ценностей и многое другое). Он является структурной единицей любого общества, именно поэтому для общества вопросы образования и воспитания высоко моральной, нравственной личности играет ведущую роль в его развитии, так, как только мотивированный, способный принять на себя ответственность, интеллектуально и физически развитый человек может гарантированно работать на общее благо и способствовать развитию страны.
В Психологическом словаре Р.С. Немова понятие личность является одним из наиболее широко трактуемых. Под ним подразумевается, как «отдельно взятый человек, достигший высокого уровня психологического развития» [5, с. 198], так и «совокупность устойчивых психологических свойств человека, от которых зависят поведение и поступки человека в обществе» [5, с. 198], а также «особенности человека, которые определяют его отношение к людям, к себе, к происходящим вокруг событиям (способности, мотивы, потребности, чувства, темперамент, характер, социальные установки)» [5, с. 198]. Как мы видим, какое бы из определений мы ни рассматривали, в каждом из них внимание акцентируется на наличии индивидуальных особенностей, которые определяют субъективный взгляд на вещи и особое восприятие картины мира человеком.
Особенности психофизического развития детей дошкольного возраста и их основные направления деятельности изучались такими значимыми педагогами и психологами, как Л.С. Выготский, З.Н. Новлянская, В.С. Кузин, М.В. Гамезо, Г.А. Урунтаева, А.Н. Леонтьев, В.П. Ягункова, С.Л. Рубинштейн, Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе и многими другими.
[...]
1 Формирование личности ребенка в раннем возрасте
Каждый возрастной период жизни человека характеризуется своей социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, центральными психическими новообразованиями и возрастными изменениями всей психики ребенка в целом [8, с. 5]. Личностные качества, в отличие от темперамента, склонностей, физических особенностей не являются врождёнными. Считается, что человек как личность начинает формироваться уже в раннем дошкольном возрасте, который включает в себя возрастные рамки от года до трёх лет. примечательно также то, что черты, которые приобрёл ребёнок на данном возрастном этапе в последствии оказываются наиболее устойчивыми и относительно мало меняются в течение жизни человека. Данные личностные качества в возрастной психологии принято называть первичными или базовыми, так как они будут в дальнейшем составлять основу, на которой будет происходить дальнейшее личностное развитие, и которая будет обрастать иными личностными качествами, которые будут уже считаться вторичными или ситуационными. Вторичные навыки, в отличие от первичных, являются более гибкими и нередко подвергаются изменениям в силу воздействия тех или иных внешних и внутренних факторов [5, с. 200]. Предпосылками для формирования личностных качеств ребёнка раннего детского возраста является развитие его эмоциональной сферы, социальной активности, общительности и познавательной активности.
Основой развития личности ребёнка раннего возраста является его постоянное взаимодействие со взрослым. Именно взрослые, которые окружают ребёнка в первые годы его жизни, которые общаются с ним, заботятся о нём (чаще всего, это члены его семьи), оказывают на него наибольшее влияние. С момента, когда ребёнок идёт в детский сад, влияние начинают оказывать также окружение и воспитатель, как один из главных референтных взрослых [5, с. 200].
[...]
2 Кризис трех лет и основные формы его проявленияР. С. Немов писал, что переход человека из одного возраста в другой, связанный с заметным возрастным (жизненным) кризисом [5, с. 200]. Под возрастным кризисом он понимал «сложный в психологическом плане период жизни человека, который возникает при переходе человека из одного возраста в другой» [5, с. 189]. Он подчёркивал, что в данный период человек любого возраста испытывает нечто подобное на неудовлетворённость человека собой или своими взаимоотношениями с людьми, своим местом в социуме, что может вызвать временное состояние, подобное депрессии. Возрастной кризис также влечёт за собой существенные изменения в психологии и поведении человека, которые противоречат тем, что были прежде, а внутренние конфликты часто выливаются в конфликты с людьми [5, с. 189].
Кризис трёх лет является следствием развития самосознания в раннем возрасте. В следствие развития предметной деятельности ребёнка и её переходом к продуктивным формам, Взаимоотношения взрослого с ребенком также усложняются. Взрослый всё также продолжает относиться к малышу заботливо и нежно, всё ещё организует совместную деятельность в ходе которой оценивает его достижения. В следствие данного взаимодействия у ребёнка также возникает новое отношение к взрослому как к образцу для подражания. Г. А. Урунтаева пишет, что в следствие данных взаимодействий и оценки взрослым его достижений предметной деятельности формируется отношение ребёнка к себе. «Достиг результата -значит хороший. Не достиг - значит плохой» [7, с. 198]. Именно поэтому дети в раннем возрасте так бурно переживают свои неудачи. Оценка взрослого становится критерием успешности или неуспешности, а также дифференцируется общее положительное отношение к малышу («Ты хороший, я тебя люблю») и отношение, опосредованное результатом деятельности («Молодец, сегодня ты быстро оделся»). Ребенок же оценивает себя положительно и недифференцированно: «Я хороший».
[...]
3 Психологические рекомендации по преодолению негативных форм поведения ребенка Р. С. Немов отмечал, что с психолого-педагогической точки зрения именно ранний детский возраст, требует наибольшего внимания к себе, так как недостаток возможностей для личностного развития ребёнка в нём ведёт к серьёзным проблемам. Он также писал, что «по данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие» [4, с. 58]. Р. В. Овчарова, говоря об основных принципах взаимодействия с детьми раннего возраста говорит о том, что оно должно способствовать полноценного проживания ребёнком данного периода, что позволит ему перейти на новую ступень [6, с. 195].
Так как взаимодействие взрослого с ребёнком в возрасте от года до трёх лет носит в основном ситуативно-деловую форму, а их совместная деятельность удовлетворяет его потребность в сотрудничестве, направленном на его общее развитие, в котором взрослый рассматривается как эксперт [7, с. 93], то самым главным принципом, который должен лечь в основу взаимодействия «взрослый-ребёнок» должен стать принцип «зоны ближайшего развития», которая была разработана Л. С. Выготским. В её основе лежит принцип планирования взаимодействия с ребёнком с опорой на тот уровень, который ребёнок может достичь на данный конкретный момент [6, с. 195]. Соблюдение некоторых принципов взаимодействия помогут родителям и воспитателям наладить взаимодействие, которое будет благоприятствовать гармоничному развитию ребёнка, а также преодолению им негативных форм поведения, свойственных кризису трёх лет.
Несмотря на то, что по мере развития ребёнка у него повышается к самоконтролю и саморегуляции, взрослому не стоит торопить дальнейшее развитие возможности управлять своими чувствами, действиями, мыслями и желаниями путём инструкций, советов и созданием большого количества запретов.
[...]
ЗаключениеК раннему возрасту относится возраст от года до трёх лет. Формирование первичных личностных качеств в данный период чрезвычайно важно, так как именно они будут выступать в качестве каркаса для дальнейшего развития личности ребёнка.
Что касается особенностей его развития, то в нём стоит рассматривать три основных аспекта, влияющих на личностное развитие:
- Деятельный, который строится в основном на взаимодействии «взрослый-ребёнок», через которое ребёнок познаёт окружающий мир, перенимает модель поведения, изучает предметную деятельность, развивает репродуктивные и продуктивные виды деятельности, оценка которых со стороны взрослого ведёт к формированию у него положительной реакции на похвалу, а также положительного самовосприятия. Данное взаимодействие также развивает стремление к социализации и стимулирует развитие игровой деятельности.
- Эмоционально-мотивационный аспект, который характеризуется нестабильностью и импульсивностью. Ребёнок стремится познавать мир, это его основная потребность, неудовлетворение которой может вызвать бурную эмоциональную реакцию. Однако, внимание детей раннего возраста легко переключить любым интересным для них предметом. В данном возрасте ребёнок также перенимает первые модели нравственного поведения через подражание взрослых, а также целенаправленную воспитательную деятельность, направленную на развитие эмпатии.
- Межличностные отношения характеризуются близкими отношениями с семьёй, а также зарождением положительных чувств к товарищам. Между детьми раннего возраста могут возникать самые разные формы взаимоотношений.
Основным новообразованием раннего возраста является осознание своей индивидуальности и формирование собственного «Я». С данным новообразованием связан один из самых значимых кризисов в развитии личности человека – «кризис трёх лет», который характеризуется изменениями как в личности ребёнка, так и в его отношениях с окружающими.
[...]
1. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – М. : Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – 512с.
2. Гамезо, М. В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
3. Дыгун, М. А. Конспект лекций по возрастной психологии и педагогической психологии : пособие для студентов пед. специальностей вузов / М. А. Дыгун. – Минск : Экопер-спектива, 2009. – 200 с.
4. Немов, Р. С. Психология. Книга 2. Психология образования / Р. С. Немов. – М. : «ВЛАДОС», 2007. – 606 с.
5. Немов, Р. С. Психологический словарь / Р.С. Немов. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. – 560 с.
6. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов / Р. В. Офчарова. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.
7. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. – М. : Издательский центр Академия», 2001. - 336 с.
8. Учебная программа дошкольного образования для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://adu.by/images/2023/dosh/up-doshk-obrazov-rus-bel.pdf.