Шкала семейной адаптации и сплоченности
Методика Лири, модифицированная Ю. А. Решетняк и Г. С. Васильченко
Компьютерная диагностика. Оценка сексуального поведения по Г. Айзенку
Методика «Родителей оценивают дети»
Методика «Незаконченные предложения»
Методика диагностики сиблинговых отношений

Шкала семейной адаптации и сплоченности
Назначение теста
Опросник “Шкала семейной адаптации и сплоченности” оценивает уровень семейной сплоченности (степень эмоциональной связи между членами семьи: при максимальной выраженности этой связи они эмоционально взаимозависимы, при минимальной — автономны и дистанцированы друг от друга; для диагностики семейной сплоченности используются следующие показатели: “эмоциональная связь”, “семейные границы”, “принятие решений”, “время”, “друзья”, “интересы и отдых”) и уровень семейной адаптации (характеристика того, насколько гибко или, наоборот, ригидно способна семейная система приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров; для диагностики адаптации используются следующие параметры: “лидерство”, “контроль”, “дисциплина”, “правила и роли в семье”). Методика диагностики адаптации и сплоченности семьи представляет собой один из наиболее известных стандартизированных опросников, предназначенных для оценки семейной структуры.
Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности сконструирован таким образом, что позволяет проанализировать, как члены семьи в данное время воспринимают свою семью и какой бы они хотели ее видеть. Расхождение между восприятием и идеалом определяет степень удовлетворенности, психологический климат существующей семейной системой. “Идеал” дает информацию о направлении и степени изменений в семейном функционировании, которые хотел бы осуществить каждый из принявших участие в исследовании. Чем больше расхождение между идеалом и восприятием, тем больше неудовлетворенность существующей семейной системой. Опросник FACES-3 могут заполнить все члены семьи, включая подростков старше 12 лет. В идеале необходимо применять его ко всем членам семьи, способным заполнять анкету, что поможет всесторонне оценить особенности их коммуникации.
[...]
Методика Лири, модифицированная Ю. А. Решетняк и Г. С. Васильченко
Назначение теста
Цель методики: выявление личностных характеристик руководителя используется методика Лири, модифицированная советскими учеными — Ю.А. Решетняк и Г.С. Васильченко.
Тест Лири многоаспектен и направлен на изучение межличностных отношений и взаимного восприятия. Поэтому он может применяться при выявлении самооценки и степени неудовлетворенности собой, ожидания в отношении личности, например руководителя и подчиненного, на основании чего можно оценить степень расхождения этих ожиданий с реальным образом руководителя. Расхождение между идеалом и реальностью может создавать напряжение в отношениях и становиться источником дестабилизации трудовых отношений. Причины напряжения и конфликтности нередко обусловлены недовольством собой и руководителем.
С помощью теста Лири можно определить формирование нарушений этих отношений, а результаты использовать в целях психокоррекции и психопрофилактики.
Тест включает список из 128 характерологических свойств-утверждений, которые могут быть сгруппированы в восемь психологических тенденций, определяющих различные личностные черты.
1-я тенденция — доминантность — властность — деспотичность — отражает лидерские данные, стремление к доминированию, независимости, способность брать на себя ответственность.
2-я тенденция — уверенность в себе — самоуверенность — самовлюбленность — отражает уверенность в себе, независимость, деловитость, в крайнем проявлении — эгоистичность и черствость.
3-я тенденция — требовательность — непримиримость — жестокость — позволяет оценить такие качества, как раздражительность, критичность, нетерпимость к ошибкам партнера.
[...]
Компьютерная диагностика. Оценка сексуального поведения по Г. Айзенку
Назначение теста
Личный опросник установок к сексу создан Г. Айзенком.
Опросник не просто исследует отношение к сексу конкретного человека – он ориентирован на определение будущего удовлетворения брачными отношениями, а также на выявление потенциальных и действительных отклонений в сексуальной жизни.
Целью данного исследования являлся поиск взаимосвязи между фактором «невротизация – психопатизация» и сексуальностью.
C помощью данной методики может быть проведена диагностика сексуального личностного поведения, что, в свою очередь, поможет исправить или предотвратить ошибки и сделать сексуальную жизнь и брак партнеров счастливее.
Все вопросы сформулированы так, что подходят как для мужчин, так и для женщин, а ответы на каждый вопрос однозначные. Результаты оцениваются путем подсчета так называемых ключевых форм ответов, и уже при подсчете учитывается пол того, кто отвечал на вопросы.
Опросник интересен с той точки зрения, что дает возможность каждому лучше понять себя и исправить собственные ошибки.
[...]
Методика «Родителей оценивают дети»
Назначение теста
Цель методики: методика предназначена для изучения представлений ребенка о стиле семейного воспитания. Использование этой методики позволяет обнаружить наличие проблем в представлениях членов семьи. Кроме того, знакомство родителей с результатами ответов их детей часто усиливает мотивацию последних к изменениям в семейных отношениях, желание понять ребенка.
Описание методики
Опросник содержит 120 утверждений, которые позволяют получить информацию по 18 шкалам. Названия и обозначения шкал в целях удобства сопоставления с методикой АСВ сохранены. В данной методике отсутствуют две последние шкалы опросника АСВ.
Процедура проведения и интерпретация аналогична тем, которые были описаны в опроснике АСВ.
Инструкция: "Предлагаемый опросник содержит мнение детей о взаимоотношениях с родителями. Читайте по очереди утверждения он росника. Если Вы, в общем, согласны с ними, то на бланке ответов зачеркните номер, им соответствующий. Если Вы, не согласны, — не делайте никаких пометок.
В опроснике нет "неправильных" или "правильных" утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете".
[...]
Методика «Незаконченные предложения»Назначение методики
Цель методики: изучение системы личностных отношений супругов, их семейных установок.
Метод незавершенных предложений является проективным. В его основе лежит положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, индивид дает информацию, касающуюся его собственной личности, то есть он проецирует себя в свои ответы. Таким образом, метод позволяет выявлять как осознаваемые, так и неосознаваемые установки человека. Он является достаточно простым по технике реализации и, в то же время, гибким и легко приспособляемым для различных конкретных целей.
Описание методики
Методика состоит из 64 предложений, которые могут быть разделены на 16 тематических групп (по 4 предложения в каждой): отношение к семье как таковой, отношение к собственной семье, положение личности в структуре семьи, отношение к партнеру, отношение к себе, отношение к детям (родительские установки), отношение к любви романтического типа, отношение к сексу, отношение к разводу, отношение к конфликтам, главенство и ответственность в семье, права и обязанности супругов, отношение к отдыху и досугу, отношение к родительской семье, отношение к матери, отношение к отцу.
В предлагаемый нами вариант методики из первоначального варианта Saks–Sidney вошли в неизменном виде следующие группы предложений:
отношение к матери;
отношение к отцу;
отношение к семье;
[...]
Методика диагностики сиблинговых отношений
Назначение методики
Цель методики: методика ориентирована на выявление следующих характеристик общения: доверительность и взаимопонимание в общении сиблингов, сходство взглядов, общие символы семьи, легкость общения между сиблингами, психотерапевтичность общения.
Инструкция: «Ответьте, пожалуйста, на предложенные ниже вопросы. Постарайтесь, чтобы выбранный вариант ответа наиболее полно соответствовал именно Вашей точке зрения на ситуацию, сложившуюся в Вашей семье».
Ключ:
Доверительность общения
а) +6, +18, -23, +30, -39, +44;
б) +10, +19, +25, -33, -37, -47;
Взаимопонимание между сиблингами
а) +4, +20, -24, +31, +34, -36;
б) +5, +8, +9, -16, +22, +48;
Сходство взглядов брата и сестры
+1, -7, +17, -21, +32, +42;
Общие символы семьи
+3, -11, +15, +35, +40, +46;
Легкость общения между сиблингами
-2, +14, +26, -27, +38, +43;
Психотерапевтичность общения
+12, -13, +28, -29, -41, +45;
Обработка результатов
[...]