ВВЕДЕНИЕ
1. Постклассическая философия – философия поисков смысла человеческого существования
2. Пересмотр проблем смысла человеческого бытия, места человека в мире, предназначение человека и его отношение к смерти и бессмертию
3. Характеристика альтернативных философских течений XX века
4. Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Во второй половине XIX века – на рубеже XX столетия начинает осуществляться переход к новой, неклассической философии. Это выражается в смене принципов, парадигм, типов философствования.
Постклассическая философия отличается тем, что она в своих размышлениях отходит от узкого, рационалистического типа философствования, ориентированного на определенные политические взгляды и атеистические убеждения к философствованию плюралистического и толерантного типа, основанного на принципах встречи или диалога. Главное отличие в развитии философской мысли двадцатого столетия – плюрализм мнений, многообразие философских школ и течений.
Первая половина XX века в философии осуществлялась и характеризовалась в рамках поворота западной философии к человеку. Человек стал главным объектом анализа многих альтернативных философский течений. Постклассическая философия отличается нацеленностью философских идей на углубленное познание человека и человеческой природы.
1. Постклассическая философия – философия поисков смысла человеческого существования
В XX веке иррационалистическая традиция конца XIX века продолжалась в рамках психоанализа и экзистенциализма. По-прежнему главнейшей остается тема человека (в психоанализе, экзистенциализме, философской антропологии). По сравнению с классическим этапом философии новым является интерес к генезису сознания (в феноменологии, психоанализе) и языка (в аналитической философии, герменевтике).
Так, философия в XX веке из философии аналитико-рационального характера преобразовывается в новое явление, которое отражает, интерпретирует, объясняет изменившиеся символы человеческой культуры и смысложизненные ценности человеческого бытия.
В рамках неклассической философии в центр внимания выдвигается антропологическая проблематика. При этом человек рассматривается не как существо рационально-познающее или социально-активное, а как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, самосозидающее, практически преобразующее природу и социум (например, в экзистенциализме).
2. Пересмотр проблем смысла человеческого бытия, места человека в мире, предназначение человека и его отношение к смерти и бессмертию
Постаклассическая философия в ХХ веке отличается так называемым «антропологическим поворотом», который сделал человека центральной проблемой философского поиска. Следует обратить внимание на то, что антропологическая проблема являлась значимой и занимала важное место в классической философии. Так, в гуманизме, немецком романтизме, французском Просвещении, немецкой классической философии утверждению человека как главной темы философских взглядов также уделяли большое внимание. Однако, в постклассической философии происходит «новый поворот» к проблеме человека, и поэтому данная проблема обретает особый статус в системе философского знания.
Антропологические теории постклассического периода основаны на положение о том, что любой вопрос в философии представляет собой вопрос о человеке, а любое философствование является прояснением и обоснованием специфически человеческого опыта мира. Таким образом, проблема человека провозглашается исходным пунктом и конечной целью философствования.
3. Характеристика альтернативных философских течений XX века
Постклассическая философия XX века на Западе представляла собой сложным и многомерным феноменом, объединяющим множество различных школ, течений.
Охарактеризуем альтернативные философские течения XX века:
– аналитическую философию;
– феноменологию;
– герменевтику;
– философскую антропологию;
– психоанализ;
– экзистенциализм;
– структурализм;
– постмодернизм.
Аналитическая философия – направление в англоязычных странах XX века, репрезентирующее в качестве предмета исследования феномен языка и моделирующее особый стиль философского мышления, основанный на примате естественнонаучной строгости и ясности. Основоположником античной философии является Г. Фреге, а его работы – непосредственным истоком аналитической философии в ее современном понимании. Представителями данного течения являются Б. Рассел, Л. Витгенштейн.
Выводы
Философия в XX веке из философии аналитико-рационального характера преобразовывается в новое явление, которое отражает, интерпретирует, объясняет изменившиеся символы человеческой культуры и смысложизненные ценности человеческого бытия. В рамках постклассической философии в центр обсуждений выдвигается проблема человека, поиск смысла человеческого существования. При этом человек рассматривается как существо, которое переживает, сомневается, чувствует, самосозидает, преобразует природу и социум. Поисками смысла человеческого существования занимались многие философские течения. Наиболее разработанным направлением здесь стоит отметить экзистенциализм. Представители данного направления считают человеческое существование абсурдным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В постклассической философии в ХХ веке осуществляется пересмотр проблем смысла человеческого бытия, места человека в мире, предназначение человека и его отношение к смерти и бессмертию. Философские взгляды данного периода характеризуются так называемым «антропологическим поворотом», который сделал человека центральной проблемой философского поиска. Человек в условиях глубокого кризиса цивилизации характеризуется абсурдностью своего существования.
Для постклассических направлений философии стало важным понимание того, что происходит с человеком, с его свободой, от которой ему порою хочется бежать из-за ответственности, осознания им факта манипуляции. Проблема свободы – одна из центральных проблем постклассической философии в XX веке. По мнению представителя экзистенциализма Ж.П. Сартра, человек постоянно создает себя из ничего, поэтому он всегда свободен, то есть он «обречен на свободу». Человек всегда сознает конечность своего существования и в этом осознании обретает свободу. Смысл существованию, по мнению Хардеггера, придает именно «временность», присущая только человеку.
1. Введение в философию: учеб. пособие / Под. ред. И. Т. Фролова. – М.: Республика, 2003. –- 623 с.
2. Зодбоева, З. Ц. Философия: учебное пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. – 162 с.
3. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия XX века: учебное пособие: В 2 т./ А. Ф. Зотов. – М.: Интерпракс, 1994. –Т. 1. – 432 с.
4. Основы философии : учеб. пособие / В. Н. Калмыков. – Минск : Вышэйшая школа, 2003. - 542 с.
5. Философия: учеб.-метод. комплекс / Под ред. А. И. Зеленкова. – Мн.: БГУ, 2003. – 335 с.
6. Философия: учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – M.: Юристъ. 2004. – 529 с.
7. Яскевич, Я. С. Философия в вопросах и ответах / Я. С. Яскевич. – Мн.: Нар. асвета, 2003. – 514 с.