Тема: Понятие о воображении
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие воображения
2. Виды воображения
3. Функции воображения
4 Способы воображения, его развитие
5 Воображение и творчество
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях развития общества психологи, педагоги и социологи уделяют особое внимание проблеме творчества. В процессе творческой деятельности главная роль принадлежит такому психическому явлению как воображение. Без воображения творчество невозможно. Воображение является неотъемлемой частью человеческой деятельности и жизнедеятельности, социального взаимодействия и познания.
Воображение может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Благодаря воображению человек может преобразовывать и творить, планировать свою деятельность и управлять ею. Окружающая нас материальная и духовная культура, созданная рукой человека, является продуктом воображения и творчества людей.
1. Понятие воображения
Любой человек как субъект деятельности не только воспринимает и осознает окружающий мир, но и изменяет его – преобразовывает действительность, создавая предметы, которых ранее не существовало. Человек не мог бы всего этого делать, если бы у него не было бы способности представлять себе результат своих действий. Чтобы преобразовывать окружающий мир, необходимо уметь преобразовывать его в своих мыслях, представлении.
Л.С. Выготский процесс создания образов предметов и явлений, которые никогда ранее не воспринимались человеком называет воображением [1, с. 13]
Процесс воображения свойствен только человеку и является специфическим видом его психической активности. Способность воображения опережать действительность, выходить за ее пределы, угадывать будущее в прошлом и настоящем подчеркивал еще М. Монтень: «Сильное воображение порождает событие» [4, с. 181]. Воображаемый образ – это своеобразная психическая модель продукта будущего. Этим оно способствует его предметному воплощению в реальную жизнь.
2. Виды воображения
Существуют различные виды воображение:
– пассивное (непроизвольное) и активное (произвольное);
– репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое);
– свободное воображение.
По степени активности и осознанности человеком создания им новых образов воображение может быть пассивным (непроизвольным) и активным (произвольным)
Активное воображение формирует образы по желанию субъекта, связанные с какими–то нереализованными потребностями человека. Оно направлено в будущее и связано с волевым решением творческих и личностных проблем. Активное воображение стимулирует его творческую и практическую активность. Оно может быть творческим и воссоздающим.
Пассивное воображение формирует образы спонтанно, «само собой». Фантазия создает образы, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществлены. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Оно может проявляться в гипнотических состояниях, при сновидениях, в грезах и бредовых состояниях.
3. Функции воображения
С общепсихологических позиций различных авторов считается, что с помощью воображения:
– строится образ средств и конечного результата деятельности; это создает возможность представить результат труда до его начала;
– создается программа поведения в неопределенной проблемной ситуации;
– продуцируются образы, которые заменяют деятельность;
– создаются образы, соответствующие описанию объекта (например, в литературном произведении);
– видоизменяется предназначение ряда предметов, что характерно для маленьких детей.
4 Способы воображения, его развитие
Воображаемые образы не являются полностью оторванными от настоящей действительности, они не возникают «из ничего». Главным источником воображаемых образов является реальная действительность, жизненный опыт человека и его индивидуальность.
В.М. Козубовский считает, что в любом случае формирование образа воображения включает мыслительные операции анализа, абстрагирования и синтеза:
– анализ позволяет выделить в образе воображения отдельные элементы объекта;
– абстрагирование, отделяя и освобождая образы этих частей и самого объекта от всего, что их окружает, способствует возникновению процесса воображения.
5 Воображение и творчество
С физиологической точки зрения именно правое полушарие играет определяющую роль в организации творческого мышления. С правым полушарием связано непосредственно–чувственное восприятие, художественное мышление, творчество.
Основной отличительной особенностью пространственно–образного, правополушарного мышления является одномоментное установление многочисленных связей между предметами и явлениями. Отдельные свойства образов и их границы могут вступать во взаимодействие в нескольких смысловых областях, что определяет многозначность образа в соответствующем контексте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воображение – это психический процесс создания человеком в своем сознании образа предмета или явления, которого не существует в реальной жизни. Воображение тесно связано с восприятием, памятью, мышлением. Воображение играет очень важную роль в жизни и деятельности человека. Без воображения невозможна творческая деятельность человека. Окружающая нас материальная и духовная культура, созданная рукой человека, является продуктом воображения и творчества людей.
Существуют различные виды воображение: по степени активности и осознанности человеком создания им новых образов воображение может быть пассивным (непроизвольным) и активным (произвольным); по степени уникальности воображение подразделяют на репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). Свободное воображение имеет следующие формы: мечты, грёзы, фантазии.
1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский // Психол. очерк: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
2. Карпов, А.В. Общая психология / А.В. Карпов. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
3. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы / В.М. Козубовский. – Мн.: Амалфея, 2008. – 510 с.
4. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
5. Немов, Р.С. Психология: в 3-х кн. / Р.С. Немов. – М.: Владос, 1999. – Кн.: 1. – С. 143–149.
6. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. – М.: Смысл, 1990. – 305 с.
7. Ротенберг, В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества / В.С. Ротенберг // Художественное творчество. – Л. – 1991. – С. 53-72.
8 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1998. – 562 с.
9. Савина, Е.А. Введение в психологию. Курс лекций / Под. ред. А.П. Олейниковой. – М: «Прометей» МПГУ, 1998. – 252