ВВЕДЕНИЕ
1. ДИАЛЕКТИКА ЛИЧНОСТИ «ЗДОРОВОЙ» И «БОЛЬНОЙ»
1.1 Психологическое здоровье личности
1.2 Нездоровые проявления личности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении многих поколений, эпох и тысячелетий человечество пытается раскрыть содержание внутреннего мира личности (здоровой и больной), определить основные механизмы ее поведения, жизненный путь и перспективы поступательного, эволюционного развития.
Здоровая личность – понятие многогранное. Это такая личность, в которой гармонично сочетается физическое, духовно-нравственное, социальное, психическое и психологическое здоровье. Если личность обладает здоровьем на всех уровнях, то она непременно добьётся успеха в жизни. Все грани личности, в том числе и её здоровья, взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга [1; стр.40].
1. ДИАЛЕКТИКА ЛИЧНОСТИ «ЗДОРОВОЙ» И «БОЛЬНОЙ»
1.1 Психологическое здоровье личности
Здоровая личность психически и психологически здорова. У психически здорового человека нет психических расстройств, и он может контролировать свои слова и действия. А при психологическом здоровье нет таких психологических проблем, которые мешают человеку в жизни. Он умеет справляться со стрессом, трудности и давление со стороны не мешают ему выполнять запланированные дела. Зощенко в «Повести о разуме» указывает на тесную связь головного мозга с функционированием других телесных органов. Во многих случаях умственные процессы являются причиной физических недомоганий. Автор напоминает, что психические заболевания влияют на физическое здоровье: расстройство, конфликт, неврастению, аутичность, заторможенность. Психическое и психологическое здоровье влияет также на здоровье социальное, духовное, нравственное и физическое.
У психологически здоровой личности чаще всего, положительное настроение. Оно адекватно ситуации. Такой человек не срывает негатив на других, а вернее – он его не накапливает изначально. И так же он обладает следующими качествами:
Побуждение. Люди обладают характеристиками, которые побуждают их к движению и действию: изменение в уровне интенсивности некоей универсальной внутренней силы вызывает последующее изменение в поведении.
Регулирование. Когда изменяется уровень возбуждения, это вызывает определенный паттерн действий, обеспечивающий выражение или удовлетворение нового состояния возбуждения.
Переживание и осмысление. Регулирование дополняется процессом переработки информации, в ходе которого воспринимаемый стимул и обратная связь от текущего поведения связываются и интегрируются с действиями.
Стиль. Каждая личность обладает специфическими личностными характеристиками [4; стр.187].
1.2 Нездоровые проявления личности
Нездоровая психика, как показывает практика жизни, - это психика и сознание, сосредоточенные на чем-либо одном, замкнутые в пределах одной сильной доминанты, очага возбуждения. Выздоровление ее возможно при условиях переключения, отвлечения, активного отдыха, создание которых - большое искусство.
Расстройство личности представляет собой искажение нормальной личности, которое характеризуется (от менее серьезных к более):
- Ригидность или потеря гибкости паттернов поведения,
приводящие к ухудшению адаптации
- Подавление нормальных паттернов поведения
- Преувеличение некоторых типов поведения
- Потеря обычной личностной организации: хаотически перемежающиеся подавляющие и импульсивные паттерны поведения
- Развитие порочного круга: ненормальное поведение вызывает ненормальные ответы
Последствия расстройств личности:
- Уменьшение способности к адаптации в психологической среде и к удовлетворению внутренних психологических потребностей (самоутверждение, сексуальность, зависимость).
- В свою очередь, расстройства личности стремятся к еще большему укреплению под воздействием патологических ответов, которые пациенты вызывают в своем окружении [5; стр.156].
М. Зощенко в своем произведении писал: «Я часто видел нищих во сне. Грязных. Оборванных. В лохмотьях. Они стучали в дверь моей комнаты. Или неожиданно появлялись на дороге. В страхе, а иногда и в ужасе, я просыпался». И писатель стал обдумывать свою жизнь, стараясь вспомнить события, как-либо связанные с нищими. Сон со стариком на пароходе неожиданно подсказывает фамилию обидчика отца писателя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из выполненной контрольной работы, можно сделать вывод, что критическое осмысление дает возможность мыслящему человеку освободиться от абсолютизации и фетишизации идеи, думать творчески и конструктивно, прийти к логическому компромиссу, а не к идеологической поляризации и жесткому формированию образа врага. Сегодня психоанализ и бессознательные процессы освобождены от ярлыков и мифов. И необходимо отметить, что достойный прорыв в этом научном, психоаналитическом, литературном, художественном направлениях по-своему сделал и Зощенко.
1. Аткинсон, Р.Л., Аткинсон, Р.С., Смит, Э.Е., Бем, Д.Дж., Нолен Хоэксема, С. Введение в психологию Учебник для студентов университетов 13-е изд. / Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен Хоэксема, 2000. – 700 с.
2. Дьяченко, М. И. Краткий психологический словарь/ М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – Минск : Нар. асвета, 1996. – 399 с.
3. Зощенко М.М. Повесть о разуме / М. М. Зощенко. - М.: Педагогика, 1990, 192с.
4. Калшед, Д. Внутренний мир травмы / Д. Калшед. – М.: Деловая книга, Академический проект, 2001. – 368 с
5. Кризисная психология. Справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьев. − М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008. – 286 с.
6. Мамардашвили М. Как я понимаю философию / М. Мамардашвили. - М.: Прогресс, 1992. – 121 с.
7. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – М: Питер, 2008. – 352с.
8. Пергаменщик, Л.А. Введение в кризисную психологию. Курс лекций / Л.А. Пергаменщик. – Мн.: БГПУ, 2005. – 275 с.