ЭССЕ НА ТЕМУ: «ПСИХОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСТВА»
Ребенок – зерколо семьи;
как в капле отражается солнце,
так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
В.А.Сухомлинский.
Я работаю психологом в школе. Приобрести данную профессию и стать хорошим специалистом в области психологии я захотела совсем не случайно, а имея глубокую любовь к детям, опыт общения с ними, который я приобрела проходя практику сначала в детском саду, затем в школе, в которой сейчас и работаю педагогом – психологом. Работая педагогом – психологом, я многое для себя открыла, поняла и переосмыслила.
«Ребенок – зерколо семьи; как в капле отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» - писал В.А.Сухомлинский.
Впечатления детства откладываются в нашем подсознании на всю жизнь. Отношение родителей к детям, их поведение является открытой и интересной энциклопедией для приобретения опыта для взрослой жизни, а также умение проявлять чувства, вести себя с окружающими. Случается так, что некоторые детские переживания и родительское отношение остается с детьми, а течении колоссального промежутка времени и оставляют отпечаток на их поступки и
Ранний возраст это тот особый период в жизни каждого ребенка, когда происходит развитие личности, именно те приобретённые способности в этом возрасте являются основным пазлом в развитии гармоничной личности. Как писал Л.А.Венгер: «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по своему видеть и понимать жизнь – это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство»,- писал.
2. Техники, методики и способы решения проблемы
1. Методики, направленные на изучение выявленной проблемы:
В работе с девочкой были использованы диагностическая методика “Если бы ты был волшебником”, диагностическая методика “Солнце, дождик, тучка”, методика «Поздравь товарища» по методике И.Л. Коломинского (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Для родителей мною были использованы следующие методика Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ), методика PARI, опросник родительского отношения (ОРО), методика "Стратегии семейного воспитания", методика «Шкала общения родителя с ребёнком А.И. Баркан» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Вместе с тем, что родители девочки выявили также проблему того, что ребенок их не слышит, мною параллельно были проведены психологические процедуры на выявления личностных особенностей и детско –родительских отношений: Детский апперцептивный тест. Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е.Бене — Е.Антони, методика «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука, тест «Несуществующее животное» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
3. Рефлексия психолога
До начала консультации, я очень волновалась, в голове прокручивала что я буду говорить и как все пройдет, представляла реакцию родителей. Во время консультации в начале я была неуверенна в своих вопросах, стараясь меньше говорить, при этом стараясь быть больше направлена на то, что говорят родители. Мне показалось, что во время консультации и со стороны родителей была поддержка меня, поскольку моментов «зависаний» не было, родители размышляли, думали.
У этапу желаемого результата я расслабилась и чувствовала себя менее тревожно. По прошествию консультации сильной усталости не было. Была рада тому, что хоть и не помогла полностью, до конца, разобраться родителям с их проблемой, клиенты, кое что поняли, чего не понимали раньше.
В основном я пользовалась открытые и закрытые вопросы, они помогли мне в разговоре с клиентом, узнать о них больше информации, о проблеме. Была использована техника парафраз, что помогло мне не запутаться в словах клиента. Также была применена техника отражения чувств, что позволило мне в большинстве случаев войти в доверие к клиенту и дать ей понять о моем понимании чувств и важности ее переживаний. Другие техники были использованы в меньшей степени, так как от волнения я забыла о них.