1. Жизнь и творчество писателя и художника Е.И. Чарушина.
2. Составление сценария литературного утренника, посвященного творчеству С.Я. Маршака.
Список используемых источников.
1. Жизнь и творчество писателя и художника Е.И. Чарушина.
Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году на Урале, в Вятке в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов Урала. По его проектам построено более 300 зданий в Сарапуле, Ижевске, Вятке. Он оказал существенное влияние на застройку городов Прикамья и Предуралья, огромного региона, где он был ведущим архитектором в том числе и из-за своего статуса - главный губернский архитектор. Профессия архитектора требует, как необходимого условия, быть хорошим рисовальщиком. Как и его отец, архитектор, сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства. Рисовал начинающий художник по его собственным словам «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях».
Живой натуры для юного художника вполне хватало. Она была повсюду. Во-первых, сам родительский дом с огромным заросшим садом был густо населён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк - кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица - чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками, а ещё в доме жил некто Бобка [7].
Это был пес о трех лапах, закадычный друг маленького Жени Чарушина. Этот пес «лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто рассказывал ему о своих детских огорчениях». Во-вторых, кроме всего этого движущегося и шевелящегося изобилия натуры всегда можно было сбегать в мастерскую чучельника, находившуюся в двух шагах от дома Чарушиных. Там зверей можно было рассмотреть в состоянии покоя.
Любимым чтением Е. Чарушина были книги о жизни животных. Сетон-Томпсон, Лонг, Биар - вот его любимые авторы. Но однажды отец подарил ему на день рождения 7 тяжелых фолиантов. Это была книга А. Э. Брема «Жизнь животных». Такое уж это было совпадение, что Чарушин родился в день смерти великого немецкого зоолога Альфреда Эдмунда Брема. Его фундаментальный труд в семи томах была самая дорогая для Евгений Иванович Чарушина книга. Ее он берег и перечитывал всю жизнь. «Я читал его запоем, - вспоминал Чарушин, - и никакие «Нат Пинкертоны» и «Ник Картеры» не могли сравниться с Бремом» [7]. И то, что рисовал начинающий художник все больше зверей да птиц, в этом тоже немалая доля влияния Брэма.
2. Составление сценария литературного утренника, посвященного творчеству С.Я. Маршака.
Задачи:
1. Закрепление знаний биографии С.Я. Маршака
2. Нравственное и эстетическое воспитание
3. Развитие коммуникативных навыков
Предварительная работа: организация выставки и чтение книг С.Я. Маршака, обсуждение названия и изготовление эмблемы, просмотр мультфильмов, инсценировки по произведениям С.Я. Маршака.
Оформление:
портрет писателя;
выставка книг писателя;
выставка рисунков учащихся.
Оборудование:
мультимедийная система.
1. Вступление. “Наш Маршак”
(Звучит веселая музыка. На доске висит портрет Маршака.)
Учитель:
“Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой пять на медной бляшке,
В старой форменной фуражке?
Это – он, это – он,
Ленинградский почтальон!”
Кто не знает этих стихов! Но сегодня у нас в гостях совсем не почтальон, а любимый детский писатель Самуил Яковлевич Маршак! Это его умные и добрые книжки встречают нас в раннем детстве и сопровождают в детском саду и школе, помогая понять окружающий мир, вырасти хорошими людьми, а потом, уже став родителями, сделать мир своих детей ярким и увлекательным:
“Мир стихов Маршака”
Читают по ролям 2 заранее подготовленных ученика:
1)Лисавета, здравствуй!
Как дела, зубастый?
Ничего идут дела.
Голова еще цела.
Где ты был?
На рынке.
Сколько взяли?
Шерсти клок,
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
Кто отгрыз?
Собаки!
1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика орг.: учеб. пособие / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 235 с.
2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. М., 2000.
3. Девишев, А. Иллюстраторы в зоологической детской книге [Текст] / А. Девишев // Детская литература. - 1935. - № 6
4. Детская литература / Под ред. Е.Е. Зубаревой. М., 1989.
5. Зарубежная литература для детей и юношества: В 2 ч. / Под ред. Н.Я. Мещяряковой, И.С. Чернявской. М., 1989.
6. Зарубежные писатели. Библиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. М.П. Михальской. М., 1997.
7. Костров Н. [Воспоминания о Е. Чарушине] // Мир Чарушина. — Л.: Художник РСФСР, 1980.
8. Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина [Текст]. — М.: Сов. художник, 1983.
9. Кузнецова Н.И., Мещерякова Н.Я., Арзамасцева И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей / Н.И. Кузнецова, Н.Я. Мещерякова, И.Н. Арзамасцева. М., 1995.
10. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги / Л.С. Кудрявцева. М.,1998.
11. Литература Древней Руси: Библиографический словарь / Под ред. О.В. Творогова. М., 1996.
12. Мельников М.Н. Русский детский фольклор / М.Н. Мельников. М., 1987.
13. Писатели мира детям. Хрестоматия художественной детской литературы / Сост. Э.И. Иванова. М., 1991.
12. Русская литература для детей / Под ред. Т.Д. Полозовой. М., 1997.
13. Русские детские писатели XX века. Библиографический словарь / Под ред. А.В Терновского. М., 1997.
14. Сетин С.И. История русской детской литературы: Конец XVIII - первая половина XIX в. / С.И. Сетин. М., 1990.