1. Социально-психологическая помощь беспризорным детям как социальная проблема.
2. Конспект занятия: игровое занятие на коммуникацию, социально-педагогическое взаимодействие, несколько игр на коммуникацию.
Список использованных источников.
1. Социально-психологическая помощь беспризорным детям как социальная проблема.
В 90-е годы государством создана новая система реабилитации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. В ней участвуют все министерства и ведомства социальной направленности.
Только наращивание числа специализированных учреждений для беспризорных и безнадзорных детей не решает проблемы. Необходимо бороться с причинами, а не с последствиями негативных процессов, порождающих попадание детей в трудную жизненную ситуацию.
Требуется полный учет и оздоровление всех неблагополучных семей: трудоустройство родителей, лечение их от алкоголизма, оказание помощи по нормализации внутрисемейных отношений, в решении правовых, медицинских, жилищных и иных проблем, обеспечение постоянного патронажа проблемных и кризисных семей. Для выявления кризисных семей и работы с ними нужна совместная деятельность всех органов власти и управления и всех учреждений и отраслей социальной сферы на территории (комиссий по делам несовершеннолетних, инспекций по делам несовершеннолетних, учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, занятости населения, жилищно-коммунального хозяйства, органов внутренних дел, прокуратуры, органов опеки и попечительства и других) [1].
Не все семьи поддаются реабилитации. Важно развивать альтернативные формы семейного воспитания детей: усыновления, опеки и попечительства, приемные семьи, семейные группы.
Однако главной задачей является обеспечение полноценного физического, психического и духовного развития, профессионального образования и здорового досуга всех детей на каждой территории.
Эту задачу невозможно решить без участия самих семей, общественных организаций, религиозных конфессий, научных учреждений, волонтеров, промышленников и предпринимателей.
Ликвидация беспризорности и профилактика безнадзорности требуют комплексного подхода к реализации государственной политики поддержки семьи и детства, изменения ее приоритетов.
Отношение к вопросам сохранения семьи надо менять. Нужно проводить четкую государственную и социальную политику в интересах семьи, создавая благоприятные социально-экономические условия для стабилизации и повышения жизненного уровня семей, находящихся за чертой бедности, дети из которых, как правило, пополняют ряды беспризорных и безнадзорных. Необходимо изменить инфраструктуру здравоохранения, образования, культуры, обеспечив их доступность детям из семей всех типов.
2. Конспект занятия: игровое занятие на коммуникацию, социально-педагогическое взаимодействие, несколько игр на коммуникацию.
Конспект занятия «Взявшись за руки»
Занятие в игровой форме на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы старших дошкольников - это эффективная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста. Занятия длительностью до 25 минут. Возраст: 6-7 лет. Группа детей не более 10 человек, как мальчиков, таки девочек. Участникам для удобства лучше быть одетыми в спортивную форму или брюки.
Для проведения занятия необходимо: просторное помещение, наличие проектора, экрана или интерактивной доски, сухой душ, детский стол, стулья по количеству детей, модули, рисунки-макеты рукавичек (с черно-белыми узорами, для раскрашивания), цветные карандаши (по три цвета на каждого участника).
Цель: развитие навыков эффективного общения, обучение навыкам взаимопонимания, эмоциональное благополучие ребенка в общении со сверстниками.
Задачи: повышать самооценку, развивать эмпатию, сопереживание, научить работать в парах, группах, сформировать навыки общения и умения слушать, воспитывать доброжелательность.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
2.Приветствие
3.Основная часть занятия:
4.Игра «Небоскрёб»
5.Игра « Рукавички»
6.Игра «Путанка»
7.Игра «Комплимент»
8.Упражнение «Сухой душ»
Ведущий: Педагог-психолог
Содержание занятия:
Приветствие.
Педагог-психолог: -Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся. Гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок стало сразу светлее и теплее в нашей волшебной комнате.
Оценка сложившейся ситуации.
Дети, смотрите что-то произошло в волшебной комнате, повсюду беспорядок? (Дети осматриваются вокруг, видят беспорядок, разбросаны кубики, на столе хаотично лежат варежки.)
Кто-то здесь поиграл, а игрушки за собой не прибрал, наверное, кто-то куда-то торопился (Размышления детей).
1. Бархерит, Г.Я. Осложненное поведение подростка и некоторые подходы к его преодолению / Г. Я. Бархерит. Белоруский фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы - детям», Акадкмия последипломного образования. - Мн., 2000. – 28 с.
2. Вержибок, Г.В. , Криволап, Н.С. В помощь психологу / Г. В. Вержибок, Н. С. Криволап. ИООО «Краси – ко-Принт», Мн., 2003. – 175 с.
3. Грищенко, Л.А., Алмазов, Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся / Л. А. Грищенко, Б. Н. Алмазов. Свердловск, 1987. – 150 с.
4. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога / Р. В. Овчарова, М., 2000. – 448 с.
5. Рудестам, К.Г. Групповая психотерапия / К. Г. Рудестам, СПб, 2000. – 384 c.
6. Восстановление социального статуса безнадзорных детей / Под ред. Г.М. Иващенко. - М., 2002. – 38 с.
7. Шакурова, В. М. Методика и технология работы социального педагога / В. М. Шакурова, - М., 2002. – 272 c.