1. Жанровое разнообразие произведений Виталия Бианки для детей.
2. Анализ стихов З.Н. Александровой, Е. А. Благининой.
1. Жанровое разнообразие произведений Виталия Бианки для детей.
Виталий Валентинович Бианки (1894—1959) утверждал: «Самое ответственное в мире дело — искусство для детей». Войдя в детскую литературу в 1924 году как автор журнала «Воробей», он создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои — животные, птицы, растения. Писатель стремился донести до детей поэтическое мироощущение «жизнь — сказка»; сделать так, чтобы это мироощущение осталось у них и тогда, когда они станут взрослыми. Сохранить в душе поэзию, считал он, — одно из важнейших условий становления полноценной личности. Горе тем, кому такое не удалось: «Язык стихий, язык всего мира чужд им: они не понимают и не хотят понимать его» [1, с. 220].
Виталий Бианки всю свою жизнь наблюдал за природой. Его наблюдения привели к заключениям о том, что совершенно точно существуют в этой жизни другие миры, что только очень глупые люди могут этого не заметить, а вот поэту, писателю или творческой душе достаточно помочь сделать первый шаг к этому миру, чтобы он смогли гармонично с ним взаимодействовать. Все свои произведения о природе автор старался писать так, чтобы детям было понятно какие чувства испытает писатель, чтобы дети сами смогли это почувствовать, проникнуться теми же эмоциями.
Если выделять основные жанровые разновидности произведений В. Бианки, то это сказки, рассказы, повести, отдельно можно выделить жанр «лесной газеты», в котором основной его целью было изобразить связь природы и человека.
Задачи, которые Бианки ставил при написании своих произведений, были следующими:
1) «посадить» в каждом ребенке росток любознательности к этому миру и к другим мирам.
2) доставить детям эстетическое наслаждение при прочтении произведений.
3) каждое свое произведение сделать неким стартом для того, чтобы ребенок начал изучать окружающий, неизвестный ему до этого мир.
Самым первым детским произведением В. Бианки была сказка «Путешествие красноголового воробья», которая вышла в свет в 1923 году и была опубликована в журнале «Воробей». Она сразу обратила на себя внимание читателей и критиков.
2. Анализ стихов З.Н. Александровой, Е. А. Благининой.
Несправедливо забытые, стихи Зинаиды Александровой для детей - давно признаны классикой детской литературы. Зинаида Александрова написала много стихов, сценариев игр, сказок, творчество этой замечательной поэтессы радует каждого, кто с ним знакомиться. Добрые, простые, запоминающиеся сюжеты рассказывают обо всем на свете.
В сборниках Зинаида Николаевна запечатлела живую историю детства в стихах: игры, увлечения, события целого дня. Некоторые произведения стали настолько популярными среди ребят, что были переведены на 16 языков.
Анализ стихотворения «Купание»
Свои первые стихи поэтесса начала создавать будучи еще в детском доме. Позже, уже работая, она продолжила свою писательскую деятельность. Стала известной она благодаря своим подругам, которые без ее разрешения отправили стихи в журнал «Работница и крестьянка», и после Александрова начала издавать свои стихотворные сборники.
В стихотворении «Купание» понята тема дружеской солидарности. Девочка Оля, услышав, что свинка не хочет купаться, также объявляет, что и она не будет этого делать. Выкупанная она недовольна, но понимает, что купаться приятно. Автор хотел донести мысль о том, что очень хорошо поддерживать друзей, но и не следует доводить до крайностей, например, ходить грязнулей.
По эмоциональной окраске – это солнечное веселое произведение, поучительного характера. Оно вызывает большую симпатию к автору.
Стихотворение можно условно поделить на две части. Первая, в которой купают свинку и девочку, и вторая – где они уже помыты и слегка недовольны. Произведение сюжетно, можно выделить и зачин:
Визжит поросёнок: «Спасите!..»
Купают его в корыте.
1. Арзамасцева, И.Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. – Москва : Издательский центр «Академия», 2005. — 376 с.
2. Детская литература: Учебная хрестоматия для студентов педагогических вузов по направлению 050100.62 «Педагогическое образование» профиля «Начальное образование» (бакалавр), по специальности 050708.65 – «Педагогика и методика начального образования» /Авт.-сост. Л.А.Камалова. – Казань : КФУ,2013. - 369 с.
3. Детская литература / под ред. Е. Е. Зубаревой. – Москва : Просвещение, 1989.
4. Русская литература для детей: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т.Д.Полозова, Г.П.Туюкина, Т.А.Полозова, М.П.Бархота; Под ред. Т.Д.Полозовой. – 3-е изд., стереотип. – Москва : Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.