1. Жизнь и творчество С.Я. Маршака. Воспитательное значение его произведений. Фольклорные и литературные традиции в его произведениях.
2. Составление рекомендаций для чтения сказок А.С. Пушкина дошкольникам на основе анализа различных изданий сказок поэта и иллюстраций к ним.
Список использованных источников.
1. Жизнь и творчество С.Я. Маршака. Воспитательное значение его произведений. Фольклорные и литературные традиции в его произведениях.
С.Я. Маршак (1887–1964) оставил большое и разнообразное наследие: стихи для детей и взрослых, сказки для чтения и представления, сатирические эпиграммы, переводы, критическую и мемуарную прозу. При этом главным делом его жизни была детская литература.
Родился 22 октября (3 ноября) 1887 год в Воронеже в слободе Чижовка. Его родители – выходцы из Беларуси.
Раннее детство и школьные годы Самуил провёл в городке Острогожске под Воронежем, где жил его дядя, зубной врач Острогожской мужской гимназии Михаил Борисович Гительсон. Учился в 1899–1906 годах в Острогожской, 3-й Петербургской и Ялтинской гимназиях. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта и считал его вундеркиндом.
Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки В. В. Стасова, известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова Самуил переезжает в Петербург и учится в одной из лучших гимназий. Целые дни проводит он в публичной библиотеке, где работал Стасов.
В 1922 году переехал в Петроград, в 1923 году выпустил свои первые стихотворные детские книги («Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»). Вместе с учёным-фольклористом Ольгой Капицей руководил студией детских писателей в Институте дошкольного образования Наркомпроса, организовал (1923) детский журнал «Воробей» (в 1924–1925 годах – «Новый Робинзон»), где в числе прочих печатались такие мастера литературы, как Б. С. Житков, В. В. Бианки, Е. Л. Шварц. На протяжении нескольких лет также руководил Ленинградской редакцией Детгиза, Ленгосиздата, издательства «Молодая гвардия».
2. Составление рекомендаций для чтения сказок А.С. Пушкина дошкольникам на основе анализа различных изданий сказок поэта и иллюстраций к ним.
Многие произведения А.С. Пушкина составили основу круга чтения детей, начиная с самого раннего возраста, – это сказки, стихотворения и отрывки из поэм, из романа «Евгений Онегин».
Стихи, вошедшие в круг детского чтения, попали туда в первую очередь по причине их согласованности с эстетическим чувством ребенка. Так, стихотворения «Зимний вечер» (1825), «Зимнее утро» (1829) по их темам и сюжетам должны быть признаны сугубо взрослыми, да и чувства, в них выраженные, принадлежат скорее к эмоциональному миру взрослых. Тем не менее именно эти стихи дети учат наизусть.
«Естественный отбор» произведений для детского чтения происходит по законам самой поэзии. Можно сказать, что все стихотворения, называемые сегодня шедеврами пушкинского гения, годны для детского слуха – именно в силу своего художественного совершенства. Ребенок слышит интимно-домашние, свойственные национальной психологии интонации и настроения лирического героя. Чувства героя ничем не скованы, желания доступны, природа с ее тайнами и красотами обращена лицом к герою, а его «я» спокойно и уверенно чувствует себя в центре мироздания. Такое мироощущение как нельзя более отвечает психологической норме раннего детства.
Подходят для маленьких детей и стихотворения, и поэтические миниатюры, и отрывки из крупных произведений, фрагменты и наброски на темы природы, особенно те, в которых звучат отголоски народных песен, а краски естественны и ясны. Например, в миниатюре 1830 года:
Надо мной в лазури ясной Светит звёздочка одна,
Справа – запад тёмно-красный,
Слева – бледная луна.
1. Арзамасцева, И.Н. Детская литература / И.Н. Арзамасцева. – М. : Литмир, 2005. – 589 с.
2. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор / М.Н. Мельников. – М. : Просвещение, 1987. – 180 с.
3. Русская литература для детей / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М. : Просвещение, 1997. – 280 с.
4. Русские детские писатели XX века. Библиографический словарь / Под ред. А.В Терновского. – М. : Русэн, 1997. – 420 с.