ВВЕДЕНИЕ
1 Мотивы и причины развода
2 Психологическая помощь детям после развода родителей
2.1 Направления психологической помощи
2.2 Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми в ситуации развода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение
Брак и семья – это явления, интерес к которым поддерживается с момента их возникновения и до наших дней, что объясняется их многогранностью и значимостью в жизни людей. Брак и семья выступают объектом изучения: философии, социологии, права, медицины, психологии и др.
Современная семья, её функции и структура в течение 20 – начале 21 века претерпели серьезные изменения, которые продолжаются и в наше время. Сегодня во всех развитых странах мира семья как социальный институт переживает далеко не лучшие времена. Причин много: экономические, нравственные, религиозные, но все они приводят к одному результату — количество разводов растёт угрожающими темпами [5, с. 6]. Явление развода не ново. Изменялись формы развода, отношение общества к раз-воду, в истории развод воспринимали то как нечто естественное, то как серьезную социальную проблему.
Актуальность изучения психологического аспекта проблемы развода связана с тем, что он стоит на втором месте по персональному индексу стресса, уступая только смерти любимого человека. Это весьма болезненный опыт, который, так или иначе, сокращает нашу жизнь [1, с. 123].
1 Мотивы и причины развода
Согласно данным, приведённым в статье популярного белорусского информационного интернет ресурса, частыми причинами развода среди белорусов являются: супружеская неверность (чаще мужчины); вмешательство родителей в жизнь супружеской пары; утрата чувства любви; не-запланированная беременность, которая вынуждает вступать в брак неготовых к этому людей; алкоголизм; нежелание идти на взаимные уступки; несправедливое распределение домашних обязанностей [8].
Согласно статистическим данным Белстат в 2016 году в Беларуси на 1000 браков пришлось 506 разводов. Всего за 2016 год жители нашей страны заключили 64 536 браков и оформили 32 628 разводов. То есть на 1000 человек населения пришлось 6,8 брака и — вдвое меньше — 3,4 развода [9].
Под мотивом развода понимается обоснование решения о том, что потребности в браке не могут быть удовлетворены в данном супружеском союзе. Согласно исследовательским данным С. В. Чуйко, в условиях большого города мотивы разводов можно расположить в следующем порядке [7, с. 17]:
1) пьянство и алкоголизм одного из супругов;
2) разность характеров и отсутствие взаимопонимания;
3) измена или подозрение в измене;
4) частые ссоры;
5) появление другой семьи;
6) утрата чувства любви.
2 Психологическая помощь детям после развода родителей
2.1 Направления психологической помощи
Как правило, в развод вовлечены не только супруги, но и их дети, которые от расставания родителей страдают больше всего. Ситуация раз-вода в семье, согласно данным американских исследователей, наносит большой вред психическому здоровью ребёнка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью [7, с. 32].
Ребёнок, переживший или переживающий развод родителей, может остро нуждаться в помощи специалиста, даже если этого не видно явно. Психологи считают, что при любом изменении поведения ребёнка, нужно обратиться к детскому психологу за консультацией. Возможно, особого лечения не понадобится, но страхи и сомнения развеять поможет. Однако, если ситуация серьёзная, без профессионального вмешательства не обойтись.
Особенно болезненно реагируют на развод 5–7–летние дети, и прежде всего, мальчики. Девочки особенно остро переживают разлуку с отцом в возрасте 2 – 5 лет.
Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребёнка. Конфликты родителей в доразводный и послеразводный период приводят к тому, что у 37,7 % детей снижается успеваемость, у 19,6 % ухудшается дисциплина дома, 17,4 % требуют особого внимания, 8,7 % убегают из дома, 6,5 % конфликтуют с друзьями [3, с. 230].
Игровая терапия. Игра снимает напряжение, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет побывать в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий [2, с. 343]. Игровая терапия избавляет деток от негативных установок, позволяет разобраться в своих чувствах, обучает правильно выражать свои мысли и чувства, принимать верные решения.
Заключение
В завершении работы сделаем обобщающие выводы:
1. Брак и семья – объекты изучения философии, социологии, права, медицины, психологии и других наук.
2. В современном мире количество разводов угрожающе растёт. Это связано с экономическими, нравственными и религиозными причинами.
3. Особенно сложно процесс развода переживают дети, не зависимо от их возраста. Развод оказывает влияние на состояние детей.
4. Ребёнок, переживший или переживающий развод родителей, может остро нуждаться в помощи специалиста.
5. Существует несколько направлений психологической помощи: игровая терапия, песочная игротерапия, арт – терапия, сказкотерапия.
1. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? / Пер. с англ. М.: МИРТ, 1995. – 448 с.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб, М., Харьков. Минск. – 1999. – 528 с.
3. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 448 с.
4. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. – СПб: «Речь», 2002. – 224с.
5. Мартынов В. Ф. Семья в контексте инновационной динамики / В. Ф. Мартынов // Наука и образование в условиях социально – экономической трансформации общества: материалы XIV Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Ч. 1. – Минск: изд – во ИСЗ им. Широкова, 2011 г. – с. 6 – 7.
6. Синягина Н.Ю. Психолого – педагогическая коррекция детско – родительских отношений. – М.: Изд – во: Владос, 2001. – 96 с.
7. Целуйко В.М. Супружеская перестрелка с улетальным исходом: Как спасти отношения и стоит ли это делать. АСТ Москва, У – Фак-тория, 2008 г. – 115 с.
8. https://news.tut.by/society/293868.html
9. https://news.tut.by/society/539391.html