Искусство в системе общества и человека
1. Характеристика искусства как специфического вида деятельности человека
2. Функции искусства
3. Характеристика разных видов искусств и их средств выразительности. Особенности изобразительного искусства и его виды
Терминологический словарь по основным понятиям темы
Концептуальная таблица «Характеристика видов искусства»
Список литературы
Искусство в системе общества и человека
1. Характеристика искусства как специфического вида деятельности человека.
В современном мире важное место среди ценностей отводится внутреннему миру человека, его заботе о своем физическом и эмоциональном здоровье, где немаловажную роль играет стремление к самосовершенствованию посредством самовыражения. Искусство – средство самовыражения человека. Предмет искусства - отношения человека и мира, а так же сам человек во всех его измерениях - психологическом, социальном, нравственном, духовном и бытовом. Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо научиться, чтобы он стал понятен. Искусство – это особый вид формотворческой деятельности человека, создающей образные и символические структуры, которые обладают эстетическими, познавательными и коммуникационными функциями. В этом смысле искусство понимается как творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире – эстетически-выразительных форм. Термином «искусство» также принято обозначать не только художественные произведения, продукты художественной деятельности, но и такие понятия как «искусность», «мастерство», «артистизм» и тому подобные, проявленные в любой другой сфере деятельности (в науке, технике), часто не имеющие прямого отношения к искусству, но безусловно указывающие на то, что творческое начало явно или неявно присутствует в них.
Среди функций искусства можно выделить те, которые носят преимущественно социальный характер, и те, которые реализуются применительно к отдельной личности, хотя полного разрыва между ними нет - бытие личности, пусть и опосредованно, связано с социумом (см. рис. 3). Компенсаторная функция - восполняет недостаток сил человека в противостоянии среде и адаптации к ней. Частный случай компенсаторной функции - консолятивная (утешающая). Разновидностью ее является рекреационная функция, обеспечивающая восстановление затраченных сил. Коммуникативная функция - обеспечение коммуникации. При этом коммуникация понимается широко, это и опосредованное общение между людьми, и связь между эпохами, и автокоммуникация (общение с самим собой). Социально-селективная функция тесно связана с предыдущей и состоит в том, что искусство отбирает людей по признаку наличия или отсутствия единообразных вкусов и пристрастий в искусстве (в конечном счете - в зависимости владения или невладения ими определенным языком, кодом, присущим произведению, художественной школе, виду искусства) и объединяет их в группы, что, в свою очередь, облегчает коммуникацию между "эстетическими единомышленниками" и делает ее более интенсивной.
3. Характеристика разных видов искусств и их средств выразительности. Особенности изобразительного искусства и его виды.
В современном искусстве выделяются более 400 видов. Основными его видами являются художественная литература, музыка, изобразительное и декларативно-прикладное искусство, архитектура, театр и кино. Каждый из входящих в систему искусства видов обладает своей спецификой, позволяющей наиболее полно и эмоционально отразить те или иные стороны жизни. Именно с этим связаны их различные взаимоотношения между собой, их место и роль в духовой культуре и жизни общества. Особое место в системе искусства занимает художественная литература. Литература получила свое название от слова «литера» - «буква». Разумеется, не все написанное представляет собой литературу. К литературе как к искусству будут относиться только произведения, по сути своей заключающие художественные образы и оказывающие на читателей эстетическое воздействие. Для них существует и специальные названия - художественная литература, беллетристика (от франц. belles-lettres-«изящная словесность»). Литература – письменная форма искусства слова. Слово является ее главным выразительным и изобразительным средством. В изобразительных и выразительных возможностях слова, его эмоциональности и убедительности, в полноте охвата жизни и заключается сила литературы и ее значение.
Терминологический словарь по основным понятиям темы.
Архитектура (зодчество) – определённая система сооружений (зданий), формирующих определённую пространственную среду для жизнедеятельности людей; отрасль строительного искусства, занимающаяся возведением и художественной отделкой зданий. Балет – вид профессионального сценического искусства; балетом называю спектакль, содержание которого раскрывается в музыкально-танцевальных образах, а также развернутые танцевальные сцены в оперных спектаклях. В более широком смысле балетом можно назвать сценические формы фольклорного и традиционного танца различных народов, разнообразные формы свободных хореографических композиций. Виды искусства – исторически сложившиеся определённые устойчивые формы существования искусства: архитектура, скульптура, графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, фотография, хореография, театр, кино, телевидение, искусство эстрады, цирк. Выражение – воспроизведение средствами искусства внутреннего содержания явлений действительности (чувств, психологического состояния человека и др.); раскрывается через изображение и его декоративную структуру. Декоративная живопись – является частью архитектурного ансамбля или произведения декоративно-прикладного искусства, предназначена для украшения или подчеркивания конструкции и функции здания или предмета. Живопись – выражает образы окружающего мира с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность.
1. Елатомцева, И.М. Теоретическое основание изобразительного искусства: структурные категории, вилы, жанры / И.М. Елатомцева. – Минск: Бел. наука, 2007. – 379 с.
2. Краткий словарь по эстетике: книга для учителя / иол ред. М.Ф. Овсянникова – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.
3. Рыклин М., Искусство как препятствие. – М.: Изд-во «AdMarginem», 1997. – С. 12.
4. Балонова М.Г., Искусство и его роль в жизни обществ: учебное пособие / М.Г. Балонова. – Нижний Новгород, 2007. – 231 с.
5. Борисова Е.Г., Культура, ее значение в жизни человека и общества / Е.Г. Борисова. – Ульяновск, 2004. – 78 с.