1. Экологическая тропа. Общее понятие.
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.
Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.
На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.
Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
2. Экологическая тропа «Цветик-семицветик».
Экологическая тропа «Цветик – Семицветик» рекомендуется для работы с детьми всех возрастных групп детского сада и включает в себя следующие направления:
познавательная деятельность;
развитие художественно-эстетической культуры;
организация здорового ритма жизни и двигательной активности детей;
закаливание детей;
создание условий для оздоровительной работы с детьми;
работа с родителями;
работа с коллективом ДОУ
Цель: Воспитание осознанного, этического отношения ребенка к природному окружению посредством тесного взаимодействия с ней.
Оборудование. По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде красивых указателей. В состав экологической тропинки входят видовые точки, такие как: береза, рябина, сосна в сочетании со сказочными персонажами и объектами. По всей длине тропы оформлены цветочные клумбы и горки.
Содержание. Во время прогулки, экскурсии по экологической тропе дети экспериментируют, наблюдают, учатся видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задания педагога, получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки. У них развивается мышление, речь, память, а самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание ее беречь и сохранять.
Точка «Сосна». Обращается внимание ребят на то, что сосна – хвойное дерево. Они рассматривают хвоинки, сравнивают обычные листья и хвою, изучают и трогают кору, ветки, шишки. Глядя на крону, убеждаются, что сосна – пример светолюбивого дерева.
Точка «Рябина красная». В отличие от кустов черной рябины красная рябина относиться к разряду деревьев. Листья разные по форме ребята могут сравнить при подготовке гербария, а плоды яркого красного цвета можно использовать при изготовлении бус и других поделок. Также немаловажно дать представление о целебных свойствах ягод красной рябины и ее отличие от черной рябины.
3. Экологическая тропа "Птицы".
Или маршрут экологической тропы – Птицы.
Благодаря специально оборудованным кормушками, домикам, поилкам, на участке детского сада всегда много птиц: галка, сорока, ворона, грач, жаворонок, снегирь, синица многие другие. В любое время года дети и их родители могут вести подкормку, приносить из дома семечки и злаки. В течение года проводится мероприятие, посвященное Дню птиц.
Задания для экологической тропы птицы:
Для младшей группы
В. Посмотрите на картинку птички у меня в руках. Как она называется?
Д. Синичка!
В. Какая она красивая! А что есть у синички?
Д. Голова. На голове глазки, клюв. У синички есть крылья, хвост, лапы и грудка желтого цвета.
В. Какая красивая птичка-синичка. А каких ещё птичек мы видим на участке нашего садика?
Ответы детей (воробей, снегирь, голубь, ворона, сорока).
В. Какие вы - молодцы! Ребята, скажите, какие из этих птиц живут с нами круглый год?
Д. ворона и воробей.
В.А какие из этих птиц прилетают к нам только зимой?
Д. Синичка и снегирь.
Воспитатель обращает внимание детей на развешанные иллюстрации:
- Это – снегирь, какой он? - Это - маленькая птица, у нее красная грудка, есть голова, на ней – клюв, глазки, еще есть крылья, хвост, лапки. - Это – ворона, она большая птица черного цвета, с серой грудкой, у нее на голове большой клюв, есть крылья, хвост, большие лапы.
Все птицы чем-то похожи. Что есть у всех птичек?
Сколько у птиц лапок? (две)
Чем покрыто тело птицы? (перьями)
Как питаются птицы? (Клюют, у птиц есть клюв).
Что ещё есть у птиц? (крылья)
Покажите, как птицы летают?
В.Ребята, а вы знаете, что зимой птицам холодно и голодно. А как мы можем им помочь?
Д. Птиц надо кормить, строить кормушки.
В. А чем мы кормим птичек?
Д. Крошками хлеба, зернышками.
В. Правильно. Смотрите, я принесла зернышки, которыми мы покормим птиц. Подходите сюда. Вот и нашли зернышки. Как их много. А куда же мы насыплем зёрнышки?
Д. В кормушку.
В. Правильно, молодцы! Давайте рассмотрим ее.
-Ребята, наша кормушка пустая! В ней нет птичек. Давайте мы с вами насыпим зернышек в нашу кормушку, и птички прилетят.
Мы накормим наших птичек,
Воробьишек и синичек.
Чтоб к нам в садик прилетали
И с детишками играли.