Виды и жанры изобразительного искусства: живопись как вид изобразительного искусства и ее средства выразительности
1. Характеристика живописи как вида изобразительного искусства
2. Виды живописи (монументальная, станковая, миниатюра)
3. Основные средства выразительности. Жанры живописи
Терминологический словарь
Искусствоведческий рассказ
Список литературы
Виды и жанры изобразительного искусства: живопись как вид изобразительного искусства и ее средства выразительности
1. Характеристика живописи как вида изобразительного искусства
Живопись (от рус. живо и писать) – вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающих действительность. Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.), нанесенными на какую-либо твердую поверхность, называется живописью. Главное выразительное средство живописи – цвет, его способность вызывать различные чувства, ассоциации, усиливает эмоциональность изображения. Необходимый для живописи цвет художник обычно составляет на палитре, а затем превращает краску в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок – колорит. По характеру цветовых сочетаний он может быть теплым и холодным, веселым и грустным, спокойным и напряженным, светлым и темным. Образы живописи очень наглядны и убедительны. Живопись способна передавать на плоскости объем и пространство, природу, раскрывать сложный мир человеческих чувств и характеров, воплощать общечеловеческие идеи, события исторического прошлого, мифологические образы и полет фантазии. В отличие от живописи как самостоятельного вида изобразительного искусства, живописный подход (способ) может использоваться и в других его видах: в рисунке, графике и даже в скульптуре. Сущность живописного подхода заключается в изображении объекта во взаимосвязи с окружающей его пространственной световоздушной средой, в тонкой градации тональных переходов.
2. Виды живописи (монументальная, станковая, миниатюра).
Монументальная живопись – род живописи, относящийся к монументальному искусству. К монументальной живописи относятся произведения, непосредственно связанные с архитектурными сооружениями, помещенные на стены, потолки, своды, реже – на полы, а также все виды росписей по штукатурке – это фреска, энкаустика, темперная, масляная живопись (либо живопись на каком-то ином связующем), мозаика, написанные на холсте живописные панно, специально приспособленные для определенного места в архитектуре, а также витражи, сграффито, майолика и другие формы плоскостно-живописного декора в архитектуре. По характеру содержания и образного строя различают произведения живописи, обладающие качествами монументальности, являющиеся важнейшей доминантой архитектурного ансамбля и монументально-декоративные росписи, лишь декорирующие поверхность стен, перекрытий, фасадов, которые как бы «растворяются» в архитектуре. Монументальную живопись называют также монументально-декоративной живописью, или живописным декором, что подчеркивает специальное декоративное назначение росписей. В зависимости от своей функции произведения монументальной живописи решаются в объемно-пространственном или плоскостно-декоративном ключе. Монументальная живопись приобретает цельность и законченность лишь во взаимодействии со всеми составляющими архитектурного ансамбля.
3. Основные средства выразительности. Жанры живописи.
Художественными средствами изобразительного искусства в разных его видах являются обращения ко всем аспектам зрительного восприятия (объем, пластика, цвет, светотень, фактура и пр.) – изобразительные средства – и выразительные средства, связанные с характером образности произведения. Совокупность характерных для определенного вида или произведения изобразительных средств и специфика их применения называется изобразительным языком. К художественно – выразительным средствам живописи относятся цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контраст. Разобравшись с этими понятиями, можно постичь азы изобразительной грамоты, знакомиться с произведениями художников, научиться работать карандашом, кистью, красками, придумать свои узоры, рисунки, композиции. Каждый живой и неживой предмет имеет свой цвет. Также как и цвет, огромную роль играет освещенность. Воздействия цветовой окраски, расположение в пространстве, состояние воздуха влияет на цвет. Художник передает с помощью цвета, цветовых ощущений, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов все разнообразие настроения, чувства. А к ним относятся – радость, ожидание, тревога, грусть, нежность. Мазок в живописи – след кисти с краской, оставленный художником на холсте, бумаге, картоне. Техника зависит от индивидуальной манеры художника, она очень разнообразна.
Терминологический словарь
Акварельные краски – водно-клеевые из тонко растертых пигментов, смешанных с камедью, декстрином, глицерином, иногда с медом или сахарным сиропом; выпускаются сухие – в виде плиток, полусырые – в фарфоровых чашечках или полужидкие – в тюбиках.
Анималист – художник, в основном посвятивший свое творчество изображению животных.
Видение живописное – видение и понимание цветовых отношений натуры с учетом влияния среды и общего состояния освещенности, которое характерно для натуры в момент ее изображения. В результате такого видения в этюде появляются правдивость световых и цветовых отношений, богатство тепло-холодных оттенков, их цветовое единство и гармония, передающие натуру со всей трепетностью жизни. В этом случае говорят о живописности этюда или картины.
Видение художественное – умение дать необходимую эстетическую оценку качеств, заложенных в натуре. Перед изображением натуры художник в основных чертах уже видит ее образное живописное решение с учетом определенного материала.
Гравюра – печатное воспроизведение рисунка, вырезанного или вытравленного на деревянной доске (ксилография), линолеуме (линогравюра), металлической пластинке (офорт), камне (литография) и т. д. Особенностью гравюры является возможность ее тиражирования: с одной доски, выгравированной художником, можно напечатать большое количество разноцветных оттисков (эстампов). По характеру обработки печатной формы (доски или пластинки) и способу печати различают выпуклую и углубленную гравюру.
Искусствоведческий рассказ: рассматривание пейзажной картины И.И. Шишкина «Зима» в средней дошкольной группе.
Мы с вами ждали прихода красавицы зимы. Наблюдали за тем, как падал первый снег, усыпая землю, рассматривали снежинки. И вот зима наступила. Стоят морозные дни. Снег покрыл землю белым пушистым ковром. Он легкий, сыпучий, сверкает на солнце, скрипит под ногами. Снег даже пахнет. Необыкновенной свежестью, чистотой и морозом Художники, композиторы, поэты тоже любовались этим временем года, восхищались им, посвящали свои стихи, картины, музыкальные произведения. Русский поэт Иван Никитин обращается к зиме с такими словами: «Здравствуй, гостья-зима, просим милости к нам, песни севера петь по лесам и степям, есть раздолье у нас, где угодно гуляй, строй мосты по рекам и ковры расстилай». Другой русский поэт Петр Вяземский пишет о зиме так: «Здравствуй, в белом сарафане, из серебряной парчи, на тебе горят алмазы словно яркие лучи, здравствуй, русская молодка, раскрасавица-душа, белоснежная лебедка, здравствуй, зимушка-зима!» Как красиво поэты называют зиму «гостья-зима, русская молодка, раскрасавица-душа, белоснежная лебедка, матушка-зима». Чтобы встретиться с зимой, я предлагаю отправиться в сказочный лес и посмотреть, как там она хозяйничает. Не забудьте одеться потеплее, сегодня холодно. Готовы? Закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова: «По щучьему велению, по моему хотению, пусть все мы перенесемся в зимней лес». Открывайте глаза, осмотритесь кругом и прислушайтесь. Куда это мы попали? Мы попали в зимний лес. Воспитатель: Что вы слышите в лесу? Тишину. Тишь, безмолвье вокруг. Только потрескивает от мороза кора на деревьях, да упадет вдруг с ветки снег и снова тишина. Как вы думаете, чем пахнет в лесу зимой? Посмотрите на этот лес на картине и расскажите о нем, какой он? А что лежит под снегом на переднем плане картины? Да, это упавшие деревья.
1. Елатомцева, И.М. Теоретическое основание изобразительного искусства: структурные категории, вилы, жанры / И.М. Елатомцева. – Минск: Бел. наука, 2007. – 379 с.
2. Краткий словарь по эстетике: книга для учителя / иол ред. М.Ф. Овсянникова – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.
3. Балонова М.Г., Искусство и его роль в жизни обществ: учебное пособие / М.Г. Балонова. – Нижний Новгород, 2007. – 231 с.
4. Даниэль, С.М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя /С.М. Даниэль. - СПб.: Амфора, 2006. - 206 с.
5. Герчук, Ю.Я. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства: учебное пособие / Ю.Я. Герчук. - М.: Учебная литература, 1998. - 208 с.
6. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / Т.Г. Казакова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - С. 86-90.
7. Чумичева, Р.М. Дошкольникам о живописи / Р.М Чумичева. – М.: Просвещение, 1992.