1. Искажённое развитие.
2. Методические основы обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Список использованной литературы
1. Искажённое развитие.
Под искаженным развитием (Г.Е. Сухарева) имеются в виду преимущественно расстройства аутистического спектра, такие как синдром Каннера и синдром Аспергера (это основные или типичные формы детского аутизма), а также дезинтегративные или атипичные варианты аутизма, куда включаются синдром Ретта, синдром Геллера-Цапперта, синдром Мартина-Белл, синдром Дауна с аутистическими чертами, туберозный склероз с аутистическими чертами, фенилкетонурия с аутистическими чертами, органические поражения ЦНС с умственной отсталостью и аутистическими чертами. Кроме того, в группу аутистических расстройств включаются психогенный аутизм, процессуальный детский аутизм и атипичный детский психоз в разных возрастных его вариантах.
Ассинхрония в развитии является важным отличительным признаком каннеровского синдрома, в отличие от других видов нарушенного развития с симптомами аутизма иного происхождения.
К. С. Лебединская на основе этиопатогенетического подхода выделяет пять вариантов РДА:
• РДА при различных заболеваниях центральной нервной системы;
• психогенный аутизм;
• РДА шизофренической этиологии;
• при обменных заболеваниях;
• при хромосомной патологии.
РДА при различных заболеваниях ЦНС (органический аутизм) сочетается с теми или иными проявлениями психоорганического синдрома. Это проявляется в психической инертности у ребенка, в двигательной недостаточности, а также в нарушении внимания и памяти. Как правило, у детей наблюдаются задержки речевого и интеллектуального развития.
Психогенный аутизм, по данным западных психиатров и психологов, возникает преимущественно у детей раннего возраста (до 34 лет) в связи с воспитанием в условиях эмоциональной депривации, т. е. длительное отсутствие материнской ласки, неправильное воспитание в интернатах и пр. Он характеризуется нарушением контакта с окружающими, эмоциональной индифферентностью, пассивностью, безучастностью, отсутствием дифференцированных эмоций, задержкой развития речи и психомоторики. В отличие от других вариантов РДА, психогенный аутизм при нормализации условий воспитания может исчезнуть.
2. Методические основы обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.
Однако в массовых детских учреждениях дети с нарушениями речи также нуждаются в специальной помощи. Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели со специальным образованием. Помимо коррекции речи с малышами занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте и математике.
Детям школьного возраста оказывают помощь на пунктах коррекционно-педагогической помощи при средних общеобразовательных школах. На пункты направляются дети с недостатками произношения, с нарушениями письма, обусловленными речевым недоразвитием, заикающиеся дети. Коррекционная работа ведется параллельно со школьными занятиями и большой мере способствует преодолению школьной неуспеваемости. Успех логопедических занятий в школе во многом зависит от того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи.
При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные детские сады и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.
1. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.
2. Специальная психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по психологическим и педагогическим специальностям/ Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова.- Минск: Вышэйшая школа, 2012.- 510 с.
3. Хитрюк, В.В. Основы дефектологии: уч. Пособие для студентов высш. учеб. заведений по пед. Специальностям/ В.В. Хитрюк.- Минск: Изд-во Гревцова, 2009.- 278 с.
4. http://asabliva.by