1. Общие закономерности и пути развития эмоциональной сферы в онтогенезе
2. Взаимосвязь эмоциональной сферы детей с возникновением новых потребностей и мотивом. Индивидуальность ребенка и развитие чувств
3. Возможные нарушения в эмоциональной сфере дошкольника и основные пути их коррекции
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Общие закономерности и пути развития эмоциональной сферы в онтогенезе
Человек проживает жизнь, переживая ее. Каждое событие жизни сопровождается эмоциями (переживаниями). В сознании индивида любое переживание связано с мотивами и целями его жизни и деятельности. Оно является обычно переживанием чего-то, казалось бы, самого незначительного события, которое, однако, как определяющий момент вошло в жизнь человека. Особо важные переживания, связанные с занимаемой ролью того или иного события в жизни человека, становятся событием его личной жизни [3, c. 25].
Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека, выделяя наиболее важные для него события. Одно только это определяет их огромную роль во внутреннем мире каждой личности, да и во всей человеческой культуре [3, c. 1].
Меняются способы произвольного реагирования на те, или иные эмоции. Например, маленький ребенок, переживая страх, скорее всего, бросится к близкому ему человеку (матери, отцу, сестре, брату). Однако уже в дошкольном возрасте базовые (врожденные) эмоции приобретают социальную окраску. Поэтому у подростка бегство от опасности ассоциируется с эмоцией стыда. Вследствие этого он выбирает другой способ совладения со страхом — старается оценить степень опасности, занять более выгодную позицию или просто игнорирует угрозу, не придает ей значения.
Что же касается выражения этих эмоций, то, прежде всего у новорожденного возникает плач. Но у него бывает выражение, похожее на улыбку. Постепенно улыбка становится более определенной, ребенок улыбается в ответ на самые разнообразные стимулы. Примерно в два с половиной месяца у младенца появляется социальная улыбка, которая обращена к другому человеческому лицу.
С этого момента ребенок требует социальных контактов, в результате чего появляется новый вид эмоционального реагирования — формирование аффективно-личностных связей.
2. Взаимосвязь эмоциональной сферы детей с возникновением новых потребностей и мотивом. Индивидуальность ребенка и развитие чувств
Процесс формирования детской личности характеризуется не только интеллектуальным развитием, т.е. приобретением новых знаний и умений, но и возникновением новых потребностей и интересов. В известном смысле эти изменения являются основополагающими, поскольку достижения в умственном развитии детей в значительной мере зависят от того, какие мотивы побуждают их к деятельности, к чему они стремятся, как они эмоционально относятся к окружающим людям и стоящим перед ними задачами.
Дошкольное детство - это возрастной период, когда начинают формироваться высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут воспитаны в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все последующее его развитие.
Этот сложнейший процесс все более правильного и полного отражения в сознании ребенка общественных целей и задач, превращения их в убеждения, регулирующие его поведение, и составляет важнейшее содержание развития социальной направленности потребностей и мотивов в детском возрасте.
Понятия мотив и мотивация тесно связаны с понятием потребность. Принято различать потребности двух видов: биологические и социальные (характерные только для человека: потребность в общении с другим человеком, в социальном признании, духовные потребности и т.д.).
Вместе с появлением объекта потребности у детей нередко происходит становление устойчивых форм поведения, причем не всегда являющихся желательными и приемлемыми для окружающих. На примере поведения детей-подростков часто приходиться убеждаться в том, что у этих детей потребность в другом человеке, близком друге, при определенных условиях может реализоваться нежелательным образом, если объектом реализации данной потребности будет взрослый или сверстник с плохой репутацией, с отрицательным поведением [7, с. 92].
3. Возможные нарушения в эмоциональной сфере дошкольника и основные пути их коррекции
В норме эмоциональная сфера ребенка отмечается жизнеспособность радостностью, бодростью, оптимизмом. Именно такие эмоциональные состояния обеспечивают условия для формирования личности: ее самоуважения, уверенности, веры в свои силы, инициативности. Если ребенок большую часть времени находится в подавленном и раздраженном состоянии, быстро устает или, наоборот, не может успокоиться, проявляет гиперактивность, ведет себя робко, плаксивый, капризный, то все эти состояния свидетельствуют о проблемах в эмоциональной сфере, которые негативно сказываются на формировании личности. Длительные негативные переживания дезорганизуют психическую деятельность детей и их взаимодействие с ровесниками. Эти эмоции не только накладывают отпечаток на опыт ребенка, но и влияют на ход дальнейшего развития. Они могут способствовать образованию отрицательной жизненной позиции и в конечном счете вызвать задержки в общем развитии детей [6, c. 6].
Причины эмоциональных расстройств достаточно сложные. Однако источником их, как правило, выступают особенности общения, во-первых, со взрослыми, а во-вторых, с ровесниками. Нормативные возрастные показатели общения ребенка со взрослыми подробно описаны в литературе. Если родители отступают от них или их отношение к ребенку отстает от его возрастного развития, то возникают трудности общения, связанные с недовольством малыша его содержанием или эмоциональным фоном, или частотой и глубиной контактов. Иногда эмоциональные расстройства, проявились в дошкольном возрасте, закладывались в предыдущие периоды жизни ребенка, возможно, даже в первые недели после рождения [1, c. 29].
Известный английский психолог Дж. Боулби описал этапы эмоциональных изменений, происходящих с ребенком, когда его разлучили с матерью. Сначала малыш протестует, плачет, капризничает, требуя прекращения разлуки. На второй стадии ребенок внешне спокоен, прекращает выражения протеста, при встрече с матерью отворачивает от нее. На третьей стадии ребенок становится апатичным, его ничего не радует и огорчает. При встрече с матерью он остается равнодушным.
1. Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - Учебник для ВУЗов. М.: Просвящение, 1988. – 366 с.
2. Ермолаева, М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб.пособие / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. – М.: Изд-во МПСИ, 2008. – 376 с.
3. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2008. – 752 с.
4. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – М.: Академия, 1996. – 346 с.
5. Кузьменко, В. Воспитательная психологическая ситуация - средство развития индивидуальности //Дошкольное воспитание - 2007. - № 8. – 68 с.
6. Хардина, Н. Эмоционально-экспрессивные упражнения //Дошкольное воспитание. 2004 - № 10. – 42 с.
7. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2002.- 156 с.