1. Характеристика особенностей системы планирования, учёта и контроля развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
2. Значение и цели диагностики и коррекции развития музыкальных способностей воспитанников
3. Разработка заданий для определения уровня развития музыкальных способностей воспитанников разных возрастных групп
Список использованной литературы
1. Характеристика особенностей системы планирования, учёта и контроля развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Планирование педагогического процесса - это заранее определенный порядок, последовательность осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.
Основой для планирования педагогического процесса является та программа, по которой работает дошкольное учреждение.
Принципы планирования: научность, перспективность, конкретность, регулярность, последовательность, повторность.
Работа педагога требует постоянной и серьезной подготовки. Поэтому план в организации всех видов деятельности играет огромную роль. Он помогает:
- видеть перспективу;
- равномерно работать в течение года;
- своевременно подготовиться к проведению любых форм работы по музыкально-эстетическому воспитанию с детьми, родителями, педагогическим коллективом;
- обдумать методические приемы педагогических воздействий.
Действенным руководством в работе музыкального руководителя являются календарный и перспективный планы.
Календарный план – это перспектива образовательной работы на короткий промежуток времени (1-2 занятия)
Он основан на программе обучения, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений и навыков, который дети должны усвоить в течение года. Репертуар, рекомендованный программой, распределен с учетом постепенного возрастания его сложности.
Календарный план работы составляется на одно - два занятия в каждой возрастной группе в соответствии с теми общевоспитательными задачами, которые осуществляет дошкольное учреждение. Это дает возможность в определенной последовательности равномерно распределить учебный материал по занятиям, избежать поспешности при подготовке к праздникам.
При составлении календарного плана необходимо предусмотреть оптимальное соотношение новых заданий по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям с повторными, незнакомого и знакомого материала, различных форм занятий и методических приемов обучения.
В план одного занятия (кроме занятий по развитию творчества) можно включать только одно новое музыкальное произведение. Другой же материал должен находиться в состоянии разучивания, закрепления или самостоятельного исполнения. В группах детей двух-трех лет третий этап - самостоятельного исполнения - может отсутствовать.
2. Значение и цели диагностики и коррекции развития музыкальных способностей воспитанников.
В современной научно-педагогической литературе выделены основополагающие характерные признаки педагогической диагностики
1. Педагогическая диагностика учитывает те изменения качеств личности, которые происходят под влиянием целенаправленного образовательного процесса.
2. Педагогическая диагностика подходит к исследованию не только ради изучения, но и ради преобразования. Таким образом, педагог выступает одновременно в роли диагноста и в роли исполнителя его рекомендаций.
3. Педагогическая диагностика всегда персональна.
С учетом выделенных принципов основными задачами диагностики музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста становятся:
1. изучение субъектных особенностей и возможностей дошкольников в музыкальной деятельности;
2. изучение своеобразия музыкального опыта ребенка и музыкальной субкультуры, подразумевающей исследование особенностей детских музыкальных интересов и предпочтений в музыкальных видах деятельности ребенка в детском саду и дома; изучение общих и специальных музыкально-исполнительских, музыкально-творческих умений дошкольников;
3. изучение своеобразия музыкальности дошкольников определенного возраста;
4. изучение особенностей самовыражения и самопроявления ребенка с помощью музыки;
5. изучение особенностей отношения педагога дошкольного образования к музыкальному искусству, к детской музыкальной деятельности; изучение особенностей профессиональной компетентности;
6. изучение эффективности педагогических условий, содействующих музыкальному воспитанию и развитию дошкольников, и индивидуально ребенка в реальном педагогическом процессе.
Наличие такой диагностики позволит педагогу грамотно осуществить процесс музыкального воспитания и развития, сделать его максимально результативным, базирующимся:
- на результатах самоанализа музыкальной культуры педагога и его профессиональной компетентности;
- на представлениях о своеобразии ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности.
3. Разработка заданий для определения уровня развития музыкальных способностей воспитанников разных возрастных групп.
Разработка заданий, для определения уровня музыкальных способностей детей каждой возрастной группы детского сада, основана на методике диагностики О. П. Радыновой, с учетом требований учебной программы дошкольного образования.
Диагностика музыкальных способностей во 2-й младшей группе
Ладовое чувство
Задание № 1: Послушать два разнохарактерных произведения, по реакции детей, выбрать соответствующий балл.
Д. Кабалевский «Грустный дождик», М.Глинка «Детская полька».
«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и двигательная реакция. Есть дети, которые внимательно слушают, но никак внешне не проявляют своих эмоций.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается. Проявление эмоциональной реакции. Почти все дети не умеют слушать музыку. Эмоциональной реакции на музыку никакой нет.
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.
Задание № 2: В процессе слушания колыбельной и плясовой мелодии, показать соответствующие движения с куклой.
«3» - внимательно слушает, музыкальные фрагменты понимает, что нужно делать, выполняет задание правильно.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но выполняет задание правильно.
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.
Музыкально-слуховое представление.
Задание № 1: Подпевать вместе с педагогом знакомую песню с музыкальным сопровождением.
«3» - пропевание всей фразы или мотива.
«2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука.
«1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.
Задание № 2: Петь песню «Ладушки», выполняя в пении движения, в конце проговаривая «Да», всем одновременно.
«3» - пропевание всей фразы, с правильным выполнением задания.
1. Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей / Т.И. Артемьева. – М. Наука, 1977. – 280 с.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия». 2002. - 320 с.
3. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение 1982. – 263 с.
4. Искусство в жизни детей / Опыт художественных занятий с младшими
школьниками. Книга для учителя: Из опыта работы/. – М.: Просвещение, 1991. – 128 с.
5. Ломпшер, И. Развитие способностей / И. Ломпшер, Р. Гулаш //Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. – М., 1981. – 186 с.
6. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М., 1997. – 390 с.
7. Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. - М., 1997. – 380 с.
8. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998.
9. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – М.,1961. – 355 с.
10. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. 2012. – 417 с.