1. Театрализованные игры, их своеобразие.
2. Руководство и педагогическая ценность театрализованных игр.
3. Виды театрализованных игр.
4. Условия развития театрализованных игр в учреждении дошкольного образования и семье.
Список использованных источников
1. Театрализованные игры, их своеобразие.
Театрализованные игры имеют огромное значение для ребёнка. Они в полном объёме развивают его речь. Этот процесс предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Необходимо создать такие условия, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить ещё в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в детском саду. Они радуют детей и пользуются неизменной любовью. Участвуя в театральной деятельности, малыши знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
2. Руководство и педагогическая ценность театрализованных игр.
Много полезных рекомендаций о приемах педагогического руководства театрализованными играми содержится в работах Р. И. Жуковской, Н. С. Карпинской, Л.С. Фурминой. Чтобы разобраться в сути предлагаемых приемов, следует иметь в виду те особенности, которые складываются при формальном отношении педагога к театрализованным играм. При таком отношении функции воспитателя сводятся к тому, чтобы предложить детям литературное произведение и обеспечить необходимыми атрибутами. В результате основное внимание ребенка бывает сосредоточено на том, чтобы не пропустить свою реплику! Действия, движения детей однообразны, бедны, мало выразительны. Ребенок не задумывается над тем, как произнести слова, как выполнить действие. Он не замечает, что на протяжении сказки, рассказа меняются поведение героя, его чувства. При формальном руководстве игры лишены творчества, а значит, их развивающее значение сводится к минимуму.
В основу руководства театрализованными играми следует положить работу над текстом литературного произведения. Р. И. Жуковская советовала педагогу преподносить детям текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.
В старших группах перед игрой проводится беседа по содержанию. Педагог помогает детям разделить текст на смысловые части, в которых проявляются особенности поведения персонажей. Например, в сказке «Теремок» каждая смысловая часть связана с появлением нового персонажа. Всякий смысловой отрезок дети фиксируют с помощью фишки. Затем можно разделить полоску бумаги на столько частей, сколько отложено фишек, и схематично изобразить содержание каждого отрезка: получится пиктограмма. Перед театрализованной игрой дети по пиктограмме моделируют содержание каждого эпизода.
3. Виды театрализованных игр.
В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.
Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными или плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры. В последних дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.
4. Условия развития театрализованных игр в учреждении дошкольного образования и семье.
Среди условий, благоприятных для развития театрализованных игр, нужно назвать следующие:
- с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Почаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким, которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник? -Был. - Шил сапожки? - Шил»);
- воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку воспитателя) пришел знакомиться с детьми, читает им стихи и т.д. На игры младших детей стимулирующее влияние имеет показ инсценировок знакомых им стихотворений («Машенька» А. Барто, «Про Маринку» Н. Забилы и др.) (Р.И. Жуковская).
Воспитатель вовлекает детей третьего и четвертого года жизни в разыгрывание знакомых сказок. Применяются разные виды театра: настольный, пальчиковый, драматизация с помощью фланелеграфа. Использование элементов костюмов (шапочки, фартучки, хвостики) и атрибутов (репка, лопата, конура Жучки) вызывает у малышей большой интерес и желание поиграть в сказку «Репка».
На интерес к театрализованным играм у детей среднего и старшего возраста влияют содержание произведения, включение их в ситуацию театра, подготовки спектакля, желание показать спектакль малышам, родителям.
1. Воронова, Я.В. Творческие игры старших дошкольников / Я.В. Воронова. – М.: Просвещение, 1981. – 80 с.
2. Дошкольная педагогика: под ред. Н.В. Микляевой. – М.: Юрайт, 2015. – 496 с.
3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
4. "Дошкольная педагогика": под редакцией В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – М., "Просвещение", 1980 г. – 415 с.
5. Журнал «Пралеска»: научно-методический журнал дошкольного образования // Архив журнала [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://praleska-red.by.
6. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2006. – 416 с.
7. Театрализованные игры дошкольников // Studfiles.net [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: https://studfiles.net.