1. Музыкальная деятельность детей дошкольного возраста и ее особенности.
2. Виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста и их характеристика. Специфика музыкальной деятельности взрослых и детей.
3. Анализ музыкального занятия с точки зрения использования в нем различных видов музыкальной деятельности.
Для анализа взято музыкальное занятия в средней группе.
Список использованных источников
1. Музыкальная деятельность детей дошкольного возраста и ее особенности.
Музыкальная деятельность дошкольников — это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.
Познание музыкального искусства ввиду специфики музыки осуществляется через эмоциональное ее восприятие. Познание музыки не ограничивается эмоциями. Осмысление эмоционально-образного содержания музыки углубляет, дифференцирует ее восприятие, воздействует на последующую исполнительскую или творческую деятельность детей, протекающую как во внутреннем плане, так и сопровождающуюся внешними действиями.
Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно.
2. Виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста и их характеристика. Специфика музыкальной деятельности взрослых и детей.
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие (слушание музыки), исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование), творчество, музыкально-образовательная деятельность).
Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляются в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательный вид деятельности включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т. д., а также специальные знания о способах исполнительства.
Все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей.
Восприятие предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Оно осуществляется в внутреннем плане. Опора на восприятие в других видах деятельности обеспечивает взаимосвязь внешних и внутренних действий, способствует музыкальному развитию детей.
Сложившиеся в процессе восприятия музыкального произведения представления о его характере, изменении настроений, наиболее ярких выразительных средствах, с помощью которых они пере даны, помогают ребенку найти внешние действия, адекватно выражающие музыкальный образ.
В исполнительской деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) ребенок под руководством педагога пытается найти наиболее выразительные способы передачи, воплощения музыкального образа.
3. Анализ музыкального занятия с точки зрения использования в нем различных видов музыкальной деятельности.
Для анализа взято музыкальное занятия в средней группе.
Воспитательно-образовательные задачи:
1. Музыкально-ритмическая деятельность:
Разминка: развивать четкость и пластичность движений; продолжить работу над танцем «Топ-хлоп»; развивать эмоциональную отзывчивость на музыку; развивать чувство ритма, добиваться выразительности движений.
Подвижная игра «Зайцы и лиса»: формировать у детей навык внимательного слушания музыки, умение изменять характер движений с изменением характера музыки.
2. Слушание музыки «Буденовец»: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, её характер и настроение; развивать способность детей к различению основных средств музыкальной выразительности: темп, ритм.
3. Певческая деятельность
Работа над песней: показ песни; определение характера музыки, о чем песня; разучивание песни; формирование навыка точного интонирования мелодии, выразительного произнесения текста.
Тип занятия: типовое.
Музыкальный репертуар: И. Дунаевский «А ну-ка песню нам пропой веселый ветер», «Буденовец», певческая деятельность «Все отлично», аудиозапись, «Топ-хлоп», «Зайцы и лиса» муз. М. Красева.
Методы работы: наглядно-слуховой; наглядный (иллюстрации,); выразительного показа (исполнение песни, элементов танца); практический (работа над песней, разучивание танца); проблемно-поисковый.
Оборудование занятия: иллюстрации, диск с записями, магнитофон.
1. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – М., 2005.
2. А.Н. Зимина Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учебн. для студ. высш. учеб. заведений. М., 2000.
3. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000.
4. Радынова О.П., Груздова И.В., Комиссарова Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М., 1999.
5. Журнал «Пралеска»: научно-методический журнал дошкольного образования // Архив журнала [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://praleska-red.by.
6. Ходонович Л.С. Путешествие в мир музыки: учебно-метоическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Л.С. Ходонович. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012.