ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях развития общества психологи, педагоги и социологи уделяют особое внимание проблеме воображения. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Благодаря воображению человек может преобразовывать и творить, планировать свою деятельность и управлять ею. Окружающая нас материальная и духовная культура, созданная рукой человека, является продуктом воображения и творчества людей.
Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед ним в образах может появиться и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего еще не было, и даже то, чего быть не может. Именно это и присуще воображению. Благодаря воображению человек может побывать как в прошлом, так и в будущем, превзойти свои текущие объективные возможности.
Воображение – один из важных психических процессов, необходимых для нормального психического развития ребенка. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания.
1. Понятие воображения
Любой человек как субъект деятельности не только воспринимает и осознает окружающий мир, но и изменяет его – преобразовывает действительность, создавая предметы, которых ранее не существовало. Человек не мог бы всего этого делать, если бы у него не было бы способности представлять себе результат своих действий. Чтобы преобразовывать окружающий мир, необходимо уметь преобразовывать его в своих мыслях, представлении.
В психологии понятие «воображение» определяется как это психический процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений [3, с. 163].
Известный психолог Л.С. Выготский под воображением понимает процесс создания образов предметов и явлений, которые никогда ранее не воспринимались человеком [1, с. 13].
Процесс воображения свойствен только человеку и является специфическим видом его психической активности. С помощью воображения человек опережает действительность, конструирует ее. Воображение помогает построить образы промежуточного и конечного результата деятельности, обеспечивает создание программы поведения в неопределенной проблемной ситуации. Так, с помощью воображения человек может представить результат своей деятельности еще до его начала. Воображаемый образ – это своеобразная психическая модель продукта будущего. Этим оно способствует его предметному воплощению в реальную жизнь [4, с. 181].
Продуктом воображения могут быть:
– образ конечного результата реальной предметной деятельности;
– картина собственного поведения в условиях полной информационной неопределенности;
– образ ситуации, разрешающей актуальные для данного человека проблемы, реальное преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем.
Воображение как психический процесс характеризуется следующими свойствами:
– яркость – человек может представлять какой либо предмет или явление настолько ярко, что образ будет неотличим от реального. Это зависит от яркости, отчетливости образов воображения данного человека;
– реалистичность – это приближенность к объектам и действиям, отражаемым в форме образа. Чем полнее в цели будут представлены все параметры деятельности, тем с большей легкостью она будет реализована в жизни;
– контролируемость означает возможность менять содержание процесса воображения или влиять на отдельные параметры образов воображения (их модальность, детали и др.) по усмотрению самого человека;
– степень активности определяется возможностью образов воображения выступать в качестве регуляторов, мотивов деятельности и поведения. Повышает активность эмоциональная насыщенность образов [2, с. 185].
Воображение тесно связано с другими психическими процессами. Хотя воображение тесно связано с восприятием, представлением, памятью и мышлением, оно имеет существенные отличия от них.
Воображение тесно связано с восприятием и памятью, т.к. воображение строится на основе памяти – на обработанном материале прошлых восприятий, которые человек запомнил. Так, Е.А. Савина определяет воображение как психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путём переработки материала восприятия и представлений образов памяти, полученных в предшествующем опыте [9, с. 74].
2. Виды воображения
Существуют различные виды воображение. Наиболее распространена следующая классификация воображения:
– пассивное (непроизвольное) и активное (произвольное);
– репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое);
– свободное воображение.
По степени активности и осознанности человеком создания им новых образов воображение может быть пассивным (непроизвольным) и активным (произвольным)
Активное воображение формирует образы по желанию субъекта, связанные с какими–то нереализованными потребностями человека. Оно направлено в будущее и связано с волевым решением творческих и личностных проблем. Активное воображение стимулирует его творческую и практическую активность. Оно может быть творческим и воссоздающим.
Пассивное воображение формирует образы спонтанно, «само собой». Фантазия создает образы, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществлены. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Оно может проявляться в гипнотических состояниях, при сновидениях, в грезах и бредовых состояниях.
Чаще всего этот вид воображения ориентирован на психологическое вытеснение негативных эмоций или сохранение положительных, т.е. играет роль психологической самозащиты. Человек как бы компенсирует ту часть своего повседневного бытия, которая оказалась нереализованной по каким–то причинам (из-за своей нерешительности, противодействия оппонентов, отсутствия необходимой информации). Пассивное воображение обычно заменяет человеку необходимость действовать [3, с. 185].
При непроизвольном воображении новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей, влечений и установок.
Рассмотрим формы непроизвольного воображения: сны и галлюцинации.
Сновидения – это комбинация из обрывков прежних впечатлений и переживаний. Часто сны создаются на основе внешних раздражений, которые спящий человек не осознает.
Галлюцинации – это фантастические видения, которые не имеют никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно это результат нарушения работы организма. Как правило, сопровождают некоторые заболевания.
3. Функции воображения
С общепсихологических позиций различных авторов считается, что с помощью воображения:
– строится образ средств и конечного результата деятельности; это создает возможность представить результат труда до его начала;
– создается программа поведения в неопределенной проблемной ситуации;
– продуцируются образы, которые заменяют деятельность;
– создаются образы, соответствующие описанию объекта (например, в литературном произведении);
– видоизменяется предназначение ряда предметов, что характерно для маленьких детей.
Отечественный психолог Р.С. Немов называет следующие основные функции воображения:
– активизация наглядно-образного мышления;
– произвольная регуляция познавательных процессов.
– управление познавательными процессами и эмоционально–потребностными состояниями;
– планирование и программирование поведения;
– управление физиологическими состояниями;
– создание и реализация внутреннего плана действий [5, с. 150].
Воображение активизирует наглядно-образное мышления. Под наглядно-образным мышлением понимается форма мышления, оперирующая образами. Человек может представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи.
С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Он может при помощи воображение регулировать свое эмоциональное состояние. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Человек также может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Эти факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции [5, с. 152].
Важная функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
4. Способы воображения, его развитие
Воображаемые образы не являются полностью оторванными от настоящей действительности, они не возникают «из ничего». Главным источником воображаемых образов является реальная действительность, жизненный опыт человека и его индивидуальность.
В.М. Козубовский считает, что в любом случае формирование образа воображения включает мыслительные операции анализа, абстрагирования и синтеза:
– анализ позволяет выделить в образе воображения отдельные элементы объекта;
– абстрагирование, отделяя и освобождая образы этих частей и самого объекта от всего, что их окружает, способствует возникновению процесса воображения;
– в результате синтеза порождаются разнообразные связи между образами элементов объекта, в совокупности приводящие к совершенно новому образу нового объекта, не имеющему аналога в реальной жизни [3, с. 190].
Существуют различные способы создания образов воображения: агглютинация, акцентирование, гиперболизация, схематизация, типизация.
1. Агглютинация (склеивание) – создание нового путем присоединения в воображаемом образе частей или свойств разных объектов. В сознании человека в едином образе соединяются несовместимые элементы, образуя чаще всего нереальный совокупный объект. Примеры агглютинации: ковер–самолет, человек–лошадь.
2. Акцентирование. Данный способ основан на искусственном (утрированном) выделении части из целого и придании ей ведущей роли в образуемом образе. Этот прием лежит в основе шаржа, в котором соблюдается внешнее сходство с человеком, однако карикатурно подчеркнуты наиболее характерные черты.
3. Гиперболизация (преувеличение) – увеличение величины предметов, явлений, или их отдельных частей. Примером гиперболизации являются великаны.
4. Схематизация, посредством которого отдельные черты сливаются, сглаживаются, а главные выступают более отчетливо. Например, наскальные рисунки первобытных людей, различные эмблемы.
5. Типизация. Способ предполагает формирование образа, который впитывает в себя черты, характерные для многих обобщаемых объектов, становится их «полномочным представителем». Например, собирательный образ героя целой эпохи [4, с. 128].
5. Воображение и творчество
Воображение включено в любой творческий процесс, связанный с конструированием новой техники, созданием шедевров искусства, разработкой теоретических основ развития науки. В.М. Козубовский отмечает, что даже в творческий процесс логика подключается после воображения, когда у человека сформировалась образная модель результата, его идеальное видение, подчинившее себе целиком интеллектуальную и эмоциональную сферы [3, с. 182].
С физиологической точки зрения именно правое полушарие играет определяющую роль в организации творческого мышления. С правым полушарием связано непосредственно-чувственное восприятие, художественное мышление, творчество. Основной отличительной особенностью пространственно-образного, правополушарного мышления является одномоментное установление многочисленных связей между предметами и явлениями. Отдельные свойства образов и их границы могут вступать во взаимодействие в нескольких смысловых областях, что определяет многозначность образа в соответствующем контексте [7].
Воображение является основой творческой деятельности людей. Творческая деятельность прочно связана с воображением, она без него невозможна. Творческий процесс способствует изменению окружающего мира, в результате чего создаются совершенно новые объекты и новый порядок вещей. Всему это как раз и способствует воображение.
С.Л. Рубинштейн утверждал, что воображение неразрывно связано с нашей способностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и творить что – то новое. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы [8, с. 204].
С.Л. Рубинштейн также отмечал, что воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности, – конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т.д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения [8, с. 202].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что воображение – это психический процесс создания человеком в своем сознании образа предмета или явления, которого не существует в реальной жизни. Воображение тесно связано с восприятием, памятью, мышлением. Воображение играет очень важную роль в жизни и деятельности человека. Без воображения невозможна творческая деятельность человека. Окружающая нас материальная и духовная культура, созданная рукой человека, является продуктом воображения и творчества людей.
Существуют различные виды воображение: по степени активности и осознанности человеком создания им новых образов воображение может быть пассивным (непроизвольным) и активным (произвольным); по степени уникальности воображение подразделяют на репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). Свободное воображение имеет следующие формы: мечты, грёзы, фантазии.
Основными функциями воображения являются: активизация наглядно–образного мышления; произвольная регуляция познавательных процессов; управление познавательными процессами и эмоционально–потребностными состояниями; планирование и программирование поведения; управление физиологическими состояниями; создание и реализация внутреннего плана действий.