1. Мышление и речь. Знаковая функция человеческого сознания
2. Индивидуальные особенности мышления, качества ума
3. Творческое мышление, его признаки
1. Мышление и речь. Знаковая функция человеческого сознания
«У здравого смысла прекрасный нюх, но зато старчески тупые зубы» – так охарактеризовал значение мышления один из его наиболее интересных исследователей К. Дункер, очевидным образом противопоставляя его здравому смыслу. С этим трудно не согласиться, имея в виду, что мышление в его высших творческих человеческих формах не сводится ни к интуиции, ни к жизненному опыту, составляющим основу так называемого «здравого смысла». Что же такое мышление? Каковы его отличия от других способов познания действительности?
Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.
Посредством мышления осуществляется отражение таких особенностей, свойств, признаков и явлений, которые обычно невозможно познать с помощью только органов чувств. Пример. Можно измерить высоту дерева? Можно, но непосредственно измерить его высоту линейкой – и трудно, и долго. Тогда человек в час, когда длина его тени равна его росту, измеряет тень дерева и таким способом, посредством длины тени, узнает о высоте дерева, т.е. узнает опосредствованно. И знание, полученное этим путем, является опосредствованным знанием, а процесс приобретения этого знания, представляющий собой процесс мышления, оказывается опосредствованным познанием действительности.
Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.
2. Индивидуальные особенности мышления, качества ума
Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления. Наиболее существенные из них – самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота и критичность.
Самостоятельность мышления проявляется в умении человека выдвигать новые идеи, задачи и находить нужные ответы и решения, не прибегая к мнению и частой помощи других людей. Самостоятельность мышления всегда считалась одним из важнейших измерений личности. Так, Ф.М. Достоевский противопоставляет личность и безличность, прежде всего, по способности или неспособности самостоятельно мыслить. Тот, кто не обладает самостоятельным мышлением, ориентируется только на чужие знания, опыт, мнение, а при решении любых вопросов и задач опирается на готовые формулы, шаблонные решения. Ни о каком творчестве при таком мышлении говорить не приходится.
Широта ума проявляется в широком кругозоре человека, в активной познавательной деятельности, охватывающей самые различные области науки и практики.
С широтой мышления тесно связано такое его качество, как глубина – умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, способность увидеть проблему там, где у других людей вопросов не возникает. У людей с таким умом проявляется яркая потребность докопаться до причин, источников возникновения явления и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие (это качество ума – наиболее ценная характеристика педагога). Иногда широкое мышление может быть неглубоким, поверхностным. Встречаются люди, которые могут порассуждать обо всем, но слушать их неинтересно, так как они в своих рассуждениях неоригинальны, банальны.
Раз мышление бывает широким, значит, может быть у кого-то и узким. Это такое мышление, предметом которого является преимущественно какая-то небольшая (узкая) часть действительности. Узкое мышление может быть содержательным и глубоким (мышление «узкого специалиста»), а может - бедным, мелким, поверхностным.
Гибкость ума выражается в умении быть свободным от принятых шаблонных приемов и способов решения задач, любого содержания и уровня, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки, быстро переключаться с одного способа решения, поведения на другой, разнообразить попытки решения проблемы или задачи и тем самым находить быстрее новые пути их решения.
3. Творческое мышление, его признаки
С самого начала отметим, что творческое мышление не обязательно связано только с одним из обсуждавшихся ранее видов мышления, скажем, словесно-логическим; оно вполне может быть и практическим, и образным.
Р. Арнхейм отмечает, что видеть свойства какого-либо предмета — значит воспринимать его как пример воплощения определенного общего понятия, что всякое восприятие состоит в выделении ранее абстрагированных черт. «Следовательно, абстрактное содержится не только в мышлении, но и в других познавательных процессах».
Ярким примером необходимости наглядно-образных представлений для более глубокого понимания абстрактных вещей и понятий может служить следующий пример. Оказывается, что такие различные геометрические понятия, как точка, прямая, треугольник, трапеция, окружность, эллипс, парабола, которые благодаря подкупающей простоте и законченности строения считались абстракциями, не зависящими от реальности, на самом деле связаны с ней и с конкретно-образными представлениями. Рисунок 52 наглядно демонстрирует, что все эти абстракции можно «увидеть» на различных сечениях плоскостью обыкновенного конуса. Точка получается, если плоскость проходит через вершину конуса (52.1); треугольник образуется при пересечении плоскостью конуса по его оси (52.2); отрезок прямой линии можно получить, если плоскость проходит как касательная к боковой поверхности конуса (52.3); трапеция образуется в случае, если от треугольника, образуемого сечением 52.2, отделяется верхняя часть при помощи плоскости, параллельной основанию (52.4); круг можно получить, сделав поперечное сечение конуса плоскостью, параллельной основанию (52.5), эллипс образуется таким же сечением, но проведенным под наклоном (52.6); парабола вырисовывается в случае, если секущая плоскость проходит параллельно оси конуса, но не через ее саму (52.7).
1. Арнхейм, Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. / Р. Арнхейм. – М., 1981. – с. 98
2. Выготский, Л.С. Мышление и речь. –5-е изд., испр. / Л.С. Выготский. – М., 1999 – 352 с.
3. Дубровина, И.В. [и др.] Психология [Электронный ресурс]: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – М., Издательский центр «Академия»,1999. – 464 с.
4. Дункер, К. Подходы к исследованию продуктивного мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / К. Дункер.– М., 1981. – с. 37
5. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2006 – 320 с.
6. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – В 3 кн. — 4-е изд. / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
7. Теплов, Б.М. Избранные труды. – В 2 т. / Б.М. Теплов. – М., 1985. – Т. 1. – с. 16