1. Значение лепки для эстетического воспитания дошкольников
2. Виды лепки во второй младшей группе. Задачи и содержание лепки во второй младшей группе
3. Методы и приемы обучения лепке во второй младшей группе. Составить конспект занятия
Список использованной литературы
1. Значение лепки для эстетического воспитания дошкольников
В формировании личности ребятёнка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.
Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность ребёнка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.
Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.
Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства. Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
При организации восприятия при организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребёнок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Обучение изобразительной деятельности без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.
2. Виды лепки во второй младшей группе. Задачи и содержание лепки во второй младшей группе
На занятиях лепкой во второй младшей группе воспитатель решает ряд программных задач. Прежде всего это формирование целенаправленного и устойчивого интереса к пластической деятельности, к ее результату и качеству самой работы. Это очень важная задача, так как именно интерес приводит к накоплению необходимых для изобразительной деятельности знаний, умений и навыков, он тесно связан с воспитанием активности. Интерес к лепке возникает и укрепляется, если процесс обучения организован так, чтобы возбудить в детях чувство радости, удовольствия, удивления перед возникающим образом. Чем чаще у детей в процессе занятий возникают положительные эмоции, тем устойчивее их интерес к этой деятельности.
Серьезной задачей во второй младшей группе является формирование наблюдательности, способности сосредотачивать внимание на предмете, замечать его форму, величину, некоторые характерные особенности (например, особенности формы клюва у птички, ушей и хвоста у животных). Воспитатель учит детей изображению несложного предмета, состоящего из 2—3 частей, сначала одинаковых форм, позднее — разных (например, изображение снеговика состоит из трех одинаковых по форме частей, изображение гриба — из двух разных частей).
Новой в этой группе является задача сформировать у детей умение задумать тему изображения и выполнить ее, подвести их к самостоятельному поиску способов изображения, к элементам творческого решения задания.
Технические умения, которые дети приобрели в первой младшей группе, закрепляются в первом полугодии. Затем детей обучают новым, более сложным умениям: раскатыванию под углом и в вертикальном положении рук, соединению, свертыванию, примазыванию, сплющиванию, защипыванию, прищипыванию; учат регулировать силу нажима руки на материал, координации и плавности движений; развивают произвольность движений ладоней с постепенным включением пальцев, особенно указательного и большого.
Воспитатель формирует у детей некоторые навыки учебной деятельности: умение слушать и слышать поставленную взрослым задачу, удерживать ее в памяти, следить за показом способов выполнения действий или самостоятельно находить их; выполнять работу спокойно и в отведенное время; аккуратно пользоваться материалом. Детей учат оценивать работу товарища, интересоваться тем, как выполняют работу другие дети, радоваться результатам совместной деятельности.
3. Методы и приемы обучения лепке во второй младшей группе. Составить конспект занятия
Успешное проведение занятий как по заданию воспитателя, так и по замыслу детей зависит от всей системы обучения, от того, какие методы и приемы избрал воспитатель, чтобы научить ребят изображению предметов в лепке. Во второй младшей группе задачи изобразительного и технического характера связаны с дальнейшим обучением детей различению и лепке шара, цилиндра, диска, ориентировке в их величине, составлению из них несложных фигур.
Основное место отводится информационно-рецептивному и репродуктивному методам. С детьми рассматривают шары, мячи, фрукты, карандаши и другие знакомые предметы. Важно, чтобы ребенок подержал их в руках, ощутил объем, размер. Для этого детей перед занятием объединяют в небольшие группы по 5—6 человек. Можно предложить покатать предмет между ладонями, если шар — круговыми движениями, если цилиндр — продольными.
Обследовать подобным образом можно и предметы, состоящие из нескольких частей, например куклу-неваляшку. В таком случае внимание ребят направляется сначала на форму основных частей — туловище, голову, а потом более мелких, дополняющих образ — руки. Такое активное знакомство с формой предмета не только подведет ребенка к пониманию формы, но и позволит понять строение куклы. Одновременно идет уточнение пропорциональных соотношений между частями: туловище по размеру самое большое, голова меньше, чем туловище, а руки совсем маленькие. Кроме того, куклу можно проанализировать и по количеству частей: одно туловище, одна голова и две руки. Почти все эти задачи ставились в первой младшей группе; во второй младшей группе знакомство детей с основными геометрическими телами включает в себя и первоначальное обобщение: усвоив форму шара или цилиндра, ребенок сможет в дальнейшем увидеть ее в других предметах. Например, шар — в яблоке, апельсине, ягодах. На этой основе происходит формирование обобщенных умений и развитие способности действовать самостоятельно. Например, круглый апельсин нужно лепить так же, как яблоко. Части, из которых состоит снеговик, неваляшка тоже круглые и лепятся таким же способом.
На первых занятиях по лепке целесообразно показать приемы изображения и объяснить их. Малыши сидят лицом к воспитателю, а он берет ком глины одной рукой, помещает его на раскрытую ладонь и производит необходимые движения. «Беру кусок глины, — говорит воспитатель, — кладу на ладонь и раскатываю его вот так: вперед, назад, вперед, назад. Вот какой получится столбик». Все действия воспитателя при показе способов должны быть четкими и понятными. Для лучшего закрепления того или иного способа изображения можно предложить перед лепкой произвести необходимые движения в воздухе. Показ и объяснение должны занять не более 3—4 мин.
1. Горбатова, Е.В. художественное развитие детей дошкольного возраста(с электронным приложением): пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ Е.В. Горбатова. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012. – 276 с.
2. Казакова, Т.Г. теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М.: Гум. Изд. Центр Владос, 2006. – 88 с.
3. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное особие для учащихся пед. училищ / Т.С. Комарова, Н.С. Сакулина, Н.Б. Халезова: под ред. Т.С. Комаровой – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 317 с.
4. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвящение, 1992. – 224 с.
5. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. Инст. развития. – 2012. – 417 с.
6. Халезова, Н.Б. лепка в детском саду: книга для воспитателя дет. сада / Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1996. – 112 с.