Вопрос 1. Рассмотреть герменевтику Мартина Хайдеггера (1889–1976 гг.)
Вопрос 2. Характеристика понятия «ценность»
Список использованных источников
Вопрос 1. Рассмотреть герменевтику Мартина Хайдеггера (1889–1976 гг.)
Герменевтика – способ философствования, главным центром которого является истолкование, понимание текстов [5, с. 139].
Мартин Хайдеггер (Martin Heidegger) (1889–1976), немецкий философ–экзистенциалист, оказал значительное влияние на европейскую философию 20 в. Родился в городке Месскирхе (в 80 км к югу от Штутгарта) в небогатой католической семье. Его отец Фридрих был ремесленником и низшим церковнослужителем в костеле св. Мартина, а мать Иоганна Кемпф – крестьянкой. Он прошёл обучение в гимназиях в Констанце (c 1903 года) и Фрайбурге (с 1906 года). Осенью 1909 года Хайдеггер собирается принять постриг в иезуитском монастыре, но болезнь сердца меняет его путь.
В 1909 году поступает на теологический факультет Фрайбургского университета. В 1911 году Мартин переходит на философский факультет и заканчивает его в 1915 году, защищает две диссертации – «Учение о суждении в психологизме» (1913 год) и «Учение Дунса Скотта о категориях и значении» (1915 год). После начала Первой мировой войны 10 октября 1914 года Хайдеггер был призван в армию, но из–за проблем с сердцем и неврастении был признан ограниченно годным и в боевых действиях не участвовал, оставаясь некоторое время тыловым ополченцем–ландштурмистом.
С 1915 года работает приват–доцентом на теологическом факультете Фрайбургского университета, где читает курс «Основные линии античной и схоластической философии». Однако независимость позиции мыслителя противопоставили его католическим теологам и вызвали охлаждение интереса к христианской философии. Здесь же Хайдеггер испытал влияние феноменологии Гуссерля. В марте 1917 года Хайдеггер женится на прусской лютеранке Эльфриде Петри – своей первой студентке 1915/1916 года обучения. В 1919 году у Хайдеггера рождается сын Йорг [4, с. 25].
Освобождение от влияния католической теологии способствовало переезду Мартина Хайдеггера в Марбургский университет (1922 год). За годы работы в Марбурге Хайдеггер получает широкую известность, в частности после выхода в 1927 году трактата «Бытие и время». К этому периоду относятся также такие труды, как «Кант и проблема метафизики», «Что такое метафизика», «О сущности основания». В 1928 году возвращается во Фрайбург и занимает кафедру ушедшего в отставку Гуссерля.
21 апреля 1933 года, после прихода нацистов к власти, Хайдеггер на год становится ректором Фрайбургского университета, а 1 мая того же года вступает в НСДАП, принимает участие в политической деятельности. Он произносит речи, направленные на интеграцию университета в нацистское государство и активно пользуется нацистской риторикой. Остаётся членом НСДАП до самого окончания Второй мировой войны. Особо отмечается, что Хайдеггер не пришёл на похороны своего учителя Гуссерля в 1938 году. В 1944 году Хайдеггер призван в фольксштурм. В апреле 1945 года Хайдеггер оказывается на оккупированной французами территории и подвергается денацификации. Происходит суд, который подтверждает сознательную поддержку мыслителем нацистского режима, что приводит к отстранению его от преподавания до 1951 года [4, с. 26].
Вопрос 2. Характеристика понятия «ценность»
Аксиология (от греч. axia – ценность и logos –учение) – сравнительно молодое направление философской научной мысли. Ее определяют как учение о ценностях [3, с. 129]. В орбиту ее предметной области входит понятие ценности. Интерпретации термина «ценность» весьма многообразны.
Несмотря на достаточно позднее формирование самого понятия «ценность», феномен значимости и оценки присутствовал в философии со времен ее становления. В мировых философских изысканиях различных эпох (античность, средневековье, Возрождение, Просвещение) ценностное мировоззрение формировалось в контексте разработки проблем этики и эстетики, посредством чего выявлялись и утверждались духовные ориентиры личной и общественной жизни.
В античной философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом. Он был сформулирован им в виде вопроса о том, что есть Благо. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Это дает основание утверждать, что именно в это время в философский обиход входит понятийная триада – Истина, Добро, Красота [1, с. 41].
В период средневековья, с одной стороны, происходит переоценка классических античных ценностей, а с другой – вместе с нормативными регуляторами общественных отношений особую роль начинают играть религиозные ценности, соединившие в идее Бога ценности Истины, Добра и Красоты. С этого момента монотеизм предопределяет формирование взгляда на ценности человека как объективно существующих идеальных субстанций, происхождение которых усматривается в «промысле» Бога [1, с. 43].
В эпоху Возрождения человек возводится в ранг высшей ценности, пусть и санкционированной самим Богом. В то же время вновь происходит воссоединение ценностей реального и идеального бытия. Появляется учение о том, что все есть Бог, и мирское в контексте пантеизма наполняется высшей ценностью с позиций полезности (Лоренцо Валла) [1, с. 44].
Век Просвещения принес с собой новые ценности: разум, свобода воли, практическая польза, наука и прогресс (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц, Т. Гоббс). В это время обоснование ценностей происходит посредством рациональности. Феномен ценности представлялся «результатом активности субъекта, обусловленной разумно–волевыми факторами» [1, с. 45].
Интенсивное развитие интереса к ценностям наблюдается в конце XVIII века. По всей видимости, это было связано с пересмотром традиционного обоснования этики, характерного для античности и средних веков и предполагавшего тождество бытия и блага. И. Кант противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости), сферу сущего (фактического) сфере должного (ценностного), определил место ценностей в небытии. Ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость: они суть требования, обращенные к воле, цели, поставленные перед ней. Тем самым «ценность» у Канта – это то, что имеет значение, значимость в нравственном мире долженствования и свободы. Благодаря философской системе Канта, аксиологическая триада «Истина, Добро и Красота» перерастают в целые философские дисциплины: логику, где мышление в общеобязательной форме стремится к достижению своей цели – обладанию истиной; этику, где воля стремится к своей цели быть доброй; эстетику, где чувство стремится к овладению красотой [1, с. 46].
1. Баева, Л. В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциональная аксиология истории: монография / Л. В. Баева. – Астрахань, 2004. – 275 с.
2. Каган, М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1996. – 205 с.
3. Мартынов, М.И. Философия : курс интенсивной подготовки / М.И. Мартынов, Л.Г. Кравченко. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 304 с.
4. Михальский К. Логика и время. Хайдеггер и современная философия / Пер. с польск. Е. Твердислова. – М.: Территория будущего, 2010. – 424 с.
5. Основы философии: учебник для учащихся учреждений среднего специального образования / ред. Я. С. Яскевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2011. – 301 с.
6. Фалев, Е. В. Герменевтика Хайдеггера / Е.В. Фалев. – СПб.: Алетейя, 2008. – 224 с.
7. Хайдеггер М. Бытие и время. – Харьков: Фолио, 2003.
8. Херрманн Фридрих–Вильгельм фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля / Пер. с нем. И. Инишев – Минск. "Пропилеи", 2000 –192 с.