1. Особенности овладения связной речью в дошкольном возрасте.
2. Беседа с детьми в повседневной жизни – основной путь развития диалогической речи.
3. Составьте 2 конспекта бесед на общественно-бытовые и этические беседы.
Список использованной литературы
1. Особенности овладения связной речью в дошкольном возрасте.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи.
Ребенок овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. Понимание речи имеет огромное значение во всем последующем развитии ребенка, является начальным этапом в развитии функции общения. Складывается особый тип общения, при котором взрослый говорит, а ребенок отвечает мимикой, жестом, движением.
На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей. Ребенок подражает звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, сам привлекает внимание взрослого к себе, к какому-нибудь предмету.
К концу первого – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребенка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов.
Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трех и четырех слов. К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться.
На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются диалогической речью, которая состоит в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически мало оформленная речь маленького ребенка ситуативно. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.
2. Беседа с детьми в повседневной жизни – основной путь развития диалогической речи.
Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему.
В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего речи разговорной: умения слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываться в присутствии других детей.
Высказываясь в беседе, ребенок формулирует свои мысли не в одном, а в нескольких предложениях. Вопросы воспитателя требуют более подробного описания увиденного, пережитого, побуждают к выражению оценок, личного отношения к обсуждаемой теме. Дети учатся речи-доказательству, умению обосновывать свою точку зрения, вступать в «дискуссию».
Каждая беседа должна сообщать что-то новое: или давать некоторые новые знания, или показывать знакомое в новом аспекте. Содержанием беседы должны быть явления, знакомые ребенку, но требующие дополнительных пояснений, поднимающие сознание ребенка на более высокую ступень знания.
Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением.
Е. А. Флерина классифицировала беседы, исходя из дидактических задач. Она выделила три типа бесед. 1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности. 2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей. 3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей. Каждая из названных бесед своеобразна по целевой установке и методу. В основу этой классификации положено взаимодействие между детским опытом и выражением его в речи.
3. Составьте 2 конспекта бесед на общественно-бытовые и этические беседы.
Конспект этической беседы в старшей группе «Вежливые слова»
Цель: формировать у детей знания нравственно-этических норм;
Задачи:
1. Сформировать представление о воспитанном человеке;
2. Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, связную речь.
3. Воспитывать желание вежливо говорить с людьми.
Демонстративный материал: мячик.
Методические приемы: беседа-диалог, чтение стихотворения, игровая ситуация, пальчиковая гимнастика, подведение итогов.
Ход беседы
Вводная часть:
Воспитатель: Встречу, новый разговор
Мы со «Здравствуйте» начнем.
Друг пришел вдруг на обед-
Скажем мы ему «Привет».
-Дети давайте мы свами поздороваемся. А здороваться мы с вами будем с улыбкой, подарим ее друг другу и нашим гостям. Просто посмотрим и мило улыбнемся, пожелаем своей улыбкой добра.
Основная часть:
-А теперь, ребята я вас приглашаю присесть на стульчики, чтобы поговорить - о чем-то волшебном. Волшебство встречается в сказках. Это волшебные вещи, волшебные герои и волшебные слова. Но волшебные слова бывают не только в сказках, мы их слышим каждый день, но никогда не обращаем на них внимание. Обойтись без них невозможно. Эти слова нам очень нужны. Почему? (ответы детей)
Объяснение: Потому что они помогают людям, делают их жизнь добрее, светлее, радостней.
Воспитатель: Есть такая пословица «Добрые слова слаще мягкого пирога», «Вежливые слова как ключики открывают сердца людей».
Чтобы вспомнить волшебные слова поиграем в игру «Волшебный мяч». Это необычный мяч. Это Вежливый мяч. Вы должны передать его друг, другу произнося вежливые слова. Только вы не должны повторять те слова, которые уже сказали.