1. Виды рассказывания по картинкам: описательные, сюжетные, творческие. Требования к рассказам детей разных возрастных групп.
2. Структура и методика проведения занятий по придумыванию сюжетных, творческих рассказов с использованием картин.
3. Составить 2 конспекта занятия: первое – по серии картин с последовательно развивающимися действиями, второе – творческое рассказывание.
Список использованной литературы
1. Виды рассказывания по картинкам: описательные, сюжетные, творческие. Требования к рассказам детей разных возрастных групп.
В детском саду для обучения детей рассказыванию используются как предметные («Куры», «Козы» и др.), так и сюжетные картины («Наша Таня», «Зимние развлечения», «Новенькая» и др.).
М. М. Конина выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:
1) составление описательного рассказа по предметной картине;
2) составление описательного рассказа по сюжетной картине;
3) придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;
4) составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок;
5) составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Дети ограничиваются перечислением предметов, отдельных их свойств и действий, что объяснятся малым опытом восприятия, небольшим запасом слов, недостаточным умением строить предложение.
Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему: 1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное; 2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).
Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Занятие включает обычно две части: рассматривание картины по вопросам, заключительный рассказ-образец педагога. Оно может начинаться с небольшой вводной беседы. Цель ее — выяснить представления и знания детей об изображенном, вызвать эмоциональный настрой перед восприятием картины.
Средний дошкольный возраст характеризуется становлением монологической речи. На этом этапе продолжается обучение описанию предметных и сюжетных картин. Процесс обучения и здесь идет последовательно. Рассматриваются и описываются предметные картинки, проводится сравнение изображенных на картине предметов и животных, взрослых животных и их детенышей (корова и лошадь, корова и теленок, свинья и поросенок).
2. Структура и методика проведения занятий по придумыванию сюжетных, творческих рассказов с использованием картин.
Требования к картине:
• интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.
• Реалистическое изображение.
• Картина должна быть высокохудожественной.
• Доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка).
• Если рассматривается репродукция живописи, она должна быть оформлена в рамку.
Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:
• составление описательного рассказа по предметной картине;
• составление описательного рассказ по сюжетной картине;
• придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;
• составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин;
• составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
• творческое рассказывание по сюжетной картине.
Структура занятия:
Часть 1. Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя.
Часть 2. Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей.
• Основной прием проведения занятия – беседа.
• К рассказыванию по картине дети подводятся постепенно.
Используются дидактические игры с предметными картинками:
• подобрать пару к указанной картинке. Назвать предмет, сказать, какой он и что с ним делают.
• игра «Прятки» (картинки прячут – расставляют по разным доступным местам, дети находят их, приносят, называют).
• Возможно чтение воспитателем какого- либо авторского рассказа.
• Перед показом картины необходимо вызвать у детей интерес к ней.
• Очень важно мотивировать речевую деятельность детей.
• Можно предложить внимательно посмотреть на картинку, запомнить ее, а дома нарисовать.
• К концу года становится возможным переход к самостоятельным рассказам детей (как правило, они почти полностью воспроизводят рассказ воспитателя).
3. Составить 2 конспекта занятия: первое – по серии картин с последовательно развивающимися действиями, второе – творческое рассказывание.
Конспект занятия на тему «Ай-да, малыши»
Цель: учить детей составлять сюжетный рассказ по серии картинок с последовательно развивающимся действием.
Задачи:
1. Учиться придумывать предыдущие и последующие действия героев.
2. Активизация и актуализация словаря по теме дружба.
3. Формирование целостного впечатлении об изображенном на картинках.
4. Совершенствовать грамматический строй речи.
5.Продолжать учить детей составлять творческие рассказы по серии сюжетных картинок последовательно описывая все события, активизировать воображение детей.
6.Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.
1. Белоус А.Н. Учите детей познавать мир: пособие для педагогов: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ А.Н. Белоус.-Минск, Аверсэв, 2009.
2. Занятия по развитию речи в детском саду: Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада/ Под. Ред. О.С. Ушаковой-М., 1998.
3. Старжинская Н.С., Дубина Д.Н. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста.- Мн., 2012.
4. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников/ О.С. Ушакова.-М., 2001.
5. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста.[Текст] / Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев. – М.: Просвещение, 2004.