1. Категории композиции: сюжетно-композиционный центр (доминанта), главное и второстепенное, гармоничность, равновесие.
2. Цветовая доминанта.
3. Выполнить стилизацию природных форм – цветов
Список использованной литературы
1. Категории композиции: сюжетно-композиционный центр (доминанта), главное и второстепенное, гармоничность, равновесие.
Слово «композиция» в переводе с латинского означает сочинение, составление, соединение, связь, построение, структура. Соединение частей в единое целое, сложение разнообразных элементов в определенном порядке при создании художественной формы — так примерно можно определить, что такое композиция. При помощи композиции можно добиться наибольшей выразительности содержания своего произведения. Создавая произведение искусства, то есть гармонию, необходимо выполнить два ее непременных условия: первое — равновесие, второе — единство и соподчинение. Таковы основные законы композиции. Равновесие - такое состояние формы, все элементы сбалансированы между собой, оно зависит от расположения элементов между собой относительное центра. Равновесие достигается выравниванием выразительности групп или элементов композиции, уравновешиванием форм и стиля обработки – например, одинаковость правой и левой стороны, основанной на симметрии. Однако не стоит путать это понятие с простым равенством величин. Равновесие зависит от расположения основных масс композиции, от организации композиционного центра, от пластического и ритмического построения композиции, от ее пропорциональных членений, от цветовых, тональных и фактурных отношений отдельных частей между собой и целым и т. д.
2. Цветовая доминанта
Доминанта - (от лат. dominantis -господствующий), главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-нибудь [1, с. 97]. Внутреннее организующее начало в композиции с первого взгляда обнаруживается благодаря наличию доминанты — смыслового центра, где завязывается основное действие, возникают основные связи. С доминанты начинается восприятие произведения, она как бы точка отсчета, эмоционально смысловой и структурный центр. Доминанта цветовая - это преобладание какого-либо цвета в работе, выбранного для определенных целей. Например, для создания и передачи настроения, времени суток, поры года. Доминирующий цвет воздействует на зрителя совместно с композицией. Доминанта всегда должна иметь «отголоски, отзвуки» во второстепенных элементах, связывая всю композицию в единое целое, таким образом обеспечивается один из главных признаков композиции – цельность и единство. Доминантный элемент с второстепенными можно с помощью цвета͵ фактуры, формы, узоров [7, с. 8]. На рисунке 1 представлена композиция с большой доминантой. Доминанта воспринимается с первого взгляда, поскольку она самая большая, по форме она относится к группе фигур имеющих углы, собственно все элементы композиции относятся к этой группе, тем самым обеспечивается единство композиции по форме. Анализируя тоновые отношения (количество чёрного и белого), можно сказать, что во всех элементах нет тонового контраста͵ ᴛ.ᴇ. разница в их количестве небольшая, кроме того, светло серый цвет доминанты, присутствует в квадрате, который относится к второстепенной группе элементов.
1. Аксёнов, Ю. «Цвет и линия»/ Ю. Аксёнов, М. Левидова. - М., Советский художник, 1978 г. – 326 с.
2. Бурмистрова, Т.П., «Композиция» / Т.П. Бурмистрова. - М., 2002 г. – 156 с.
3. Голубева, О.Л., «Основы композиции» / О.Л. Голубева. - М., Искусство 2004 г. – 120 с.
4. Иттен, И. «Искусство цвета» / И. Иттен, Д. Аронов. - М., 2004 г. – 95 с.
5. Кандинский, В. «Точка и линия на плоскости» / В. Кандинский. - М., Гилея, 2001 г. – 95 с.
6. Нестеренко, О.И. «Краткая энциклопедия дизайна» / О.И. Нестеренко. - Москва, 1994 г. – 326 с.
7. Паранюшкин, Р.В. «Композиция. Теория и практика изобразительного искусства» / Р.В. Паранюшкин. - Ростов: Феникс, 2002 г. – 79 с.
8. Сокольникова, Н.М. «Основы композиции» / Н.М. Сокольникова. – М., 1996 г. – 220 с.
9. Селезнёв, И.Ф. «Дизайн» / И.Ф. Селезнев. - Минск. 1978 г. – 270 с.
10. Унковский, А.А. «Живопись. Вопросы колорита» / А.А. Унковский. - Москва, 1980 г. – 145 с.
11. Шорохов, Е.В. «Композиция» / Е.В. Шорохов. Москва, Просвещение, 1986 г. – 192 с.