Введение
1. Конфликты. Понятие, причины, пути предупреждения и разрешения конфликтов в трудовом коллективе. Стили поведения в конфликте. Определите свой преобладающий стиль
2. Правила обращения, приветствия, знакомства (в деловом общении)
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время весьма быстрый оборот набирает психология. Она пронизывает абсолютно все сферы жизнедеятельности человека и контролирует в ней различные процессы. Тоже самое касается и деловых отношений.
Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчинёнными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы. Какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.
1. Конфликты. Понятие, причины, пути предупреждения и разрешения конфликтов в трудовом коллективе. Стили поведения в конфликте. Определите свой преобладающий стиль
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений людей, серьезное разногласие оппонентов или субъектов взаимодействия [3, с. 133].
В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, межличностных взаимодействиях или межличностных взаимоотношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Отсюда основа конфликтных ситуаций – столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения [4, с. 265].
Конфликты вызываются разнообразными причинами, например: спецификой трудового процесса, психологическими особенностями человеческих отношений, личностным своеобразием отдельных членов группы и прочими причинами. Однако, исходя из всего этого, их можно сгруппировать:
1. Ситуация как совокупность объективных факторов.
2. Личность как совокупность психологических характеристик.
3. Общение как процесс, в котором оппоненты (участники конфликта) реализуют свои психологические особенности [5, с. 44].
2. Правила обращения, приветствия, знакомства (в деловом общении)
Деловое общение представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами, создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела [2, с. 5].
Первый шаг к установлению знакомств – это представление. Представление в деловой жизни является важным элементом вежливости. Посредством его можно установить нужные и полезные связи. Согласно деловому этикету представить кого-то значит назвать его имя, фамилию, должность, организацию, в которой он работает [1, с. 37].
По строгим правилам делового этикета знакомство должно происходить при содействии третьего лица, знающего обоих знакомящихся. Этот человек выступает гарантом порядочности представляемых друг другу людей. Но в сегодняшнем деловом мире роль гаранта может выполнить организация, в которой работают (или встретились на деловом мероприятии) сотрудники.
Если человек по служебным или личным делам посещает учреждение или должностное лицо, он, прежде чем начать деловой разговор, обязан представиться. Представление необходимо и в том случае, если приходится обращаться к незнакомому человеку по какому-либо вопросу. Не следует представляться, если один человек обращается к другому с вопросом, как пройти куда-либо в незнакомом городе или уступает место женщине, пожилому человеку или инвалиду в общественном транспорте. Существует ряд общепринятых правил этикета, которые необходимо соблюдать при представлениях и знакомствах. В деловой сфере основным показателем при определении порядка представления является должность. Поэтому более младшего по званию, должности представляют первым, независимо от пола и возраста. Так студента представляют преподавателю, подчиненного – руководителю, даже если подчиненная женщина и значительно старше своего руководителя мужчины [2, с. 232-235].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе выполнения контрольной работы нам удалось сформировать определенную систему знаний о психологии и этике деловых отношений, а также значимость этой дисциплины в процессе будущей трудовой деятельности. Знания, полученные в ходе изучения данной дисциплины, будут полезны при формировании отношений с коллегами и руководством.
При самостоятельном изучении литературы мы изучили следующие вопросы:
1. Конфликты. Понятие, причины, пути предупреждения и разрешения конфликтов в трудовом коллективе. Стили поведения в конфликте. Определите свой преобладающий стиль;
2. Правила обращения, приветствия, знакомства (в деловом общении).
1. Бороздина, Г. В. Психология делового общения: учеб. пособие / Г. В. Бороздина. М. : ИНФРА-М, 2006. 224 с.
2. Кибанов, А. Я., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Этика деловых отношений: учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. М. : ИНФРА-М, 2002. 368 с.
3. Лачугина, Ю. Н. Этика деловых отношений : учеб. пособие / Ю. Н. Лачугина. – Ульяновск : УлГТУ, 2010. – 179 с.
4. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. 4-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 415 с.
5. Рытченко, Т. А. Психология деловых отношений: учеб. пособие, руководство по изучению дисциплины, учебная программа по дисциплине /Т. А. Рытченко, Н. В. Татаркова. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2005. – 91 с.