3. Разработайте план консультации на тему «Развитие наблюдательности в процессе ознакомления детей с природой». Покажите на примерах особенности работы педагогов по формированию данного качества личности.
3. Разработайте план консультации на тему «Развитие наблюдательности в процессе ознакомления детей с природой». Покажите на примерах особенности работы педагогов по формированию данного качества личности.
Любопытство, любознательность – извечные и неискоренимые свойства человека. Мысль начинается тогда, когда у ребенка возникает потребность ответить на вопрос. Вызвать эту потребность – одна из задач умственного воспитания. Особое место в нем занимает ознакомление детей с природой. В процессе систематических наблюдений у детей развивается наблюдательность, формируются устойчивые познавательные интересы. Благодаря наблюдениям в природе, ребенок делает много открытий, познавая природу, закономерности её жизни и развития, у него формируются материалистические представления.
Обращенные к взрослому вопросы: «Что это?, «Зачем?, «Почему?» - свидетельство углубляющегося интереса ребенка к окружающему миру. В дошкольные годы у детей интенсивно развиваются умственные способности – внимание, память, воображение, логическое мышление, наблюдательность. Непосредственно наблюдая за окружающим миром, ребенок не только «фотографирует» то, что видит, но и пытается проникнуть в суть явлений, установить связи между отдельными фактами и событиями. К 5 годам дети становятся «почемучками». Задача взрослых – помочь им приводить в определенную систему получаемые сведения об окружающем, сделать восприятие того или иного предмета или явления более полным, осмысленным; предоставить возможность логически мыслить, обобщать. Вот почему не всегда полезен готовый исчерпывающий ответ: ваши объяснения должны заставлять детей вдумываться, напрягать мысли. Например, озадачить ребенка вопросом на вопрос: «А как ты думаешь?», «Почему?», «Как ты узнал?» Маленький «почемучка» должен сам дойти до истины. Однако, ставя ребенка перед необходимостью самостоятельно мыслить, важно учитывать имеющиеся у ребенка опыт и знания.
В практике работы с детьми широко применяются наблюдения и эксперименты. Обычно они опираются на имеющиеся у детей знания и представления о предмете или явлении. Наблюдая за природой, родители имеют большую возможность научить ребенка понимать логику природы: вызвать интерес к явлениям окружающего, озадачить детей трудными вопросами. Во время прогулок родители вместе с ребенком могут читать стихотворения, загадки, поиграть в игры «Кто первый заметит», Кто первый услышит» и другие, побуждая детей всматриваться в окружающее, отыскивать занимательное и интересное (Вот муравей со своей ношей: сам маленький, а груз огромный. А здесь – золотая нить паутинки, коряга с причудливыми очертаниями, похожая на сказочного героя). Ребенок убеждается, что ни шаг – то находка!