1. Виды развлечений и их место в повседневной жизни ДОУ
2. Первичные жанры музыки: характеристика
3. Методические аспекты обучения игре на детских музыкальных инструментах детей дошкольного возраста
4. Система музыкального воспитания Э.Жака – Далькроза
5. Современные стили и направления музыкального искусства
Список использованных источников
1. Виды развлечений и их место в повседневной жизни ДОУ
В детском саду проводятся разнообразные развлечения. Виды их зависят от характера участи в них детей. С одной стороны, это развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей; такие развлечения обычно готовятся и проводятся взрослыми. Сценарий, как правило, включает более сложный репертуар (имеется в виду исполнительство, а не восприятие его детьми). Содержание чаще всего носит познавательный характер (знакомство с творчеством композитора, писателя, поэта, с жанровыми особенностями искусства, с различными сторонами общественной и социальной жизни).
С другой стороны, это развлечения, где дети - сами активные участники и исполнители (конечно, под руководством взрослого). Репертуар при этом должен быть доступен возрастным возможностям детей, учитывать уровень их знаний, умений и навыков. Основная цель таких развлечений - активизировать, объединить творческие проявления ребят, выявить их инициативу, вызвать эмоциональный подъем и просто доставить радость.
В то же время проводятся и такие развлечения, в которых активное участие принимают и взрослые, и дети. Содержание таких развлечений должно быть разработано так, чтобы логично объединялись действия детей и взрослых.
Формы организации досуга дошкольников многообразны и вариативны, поскольку они зависят не только от целей, задач развлечений, но и жанра самого репертуара, его особенностей. Формы развлечений - это композиции, концерты, спектакли, игры, соревнования, викторины, аттракционы, карнавальные, театрализованные шествия и т. п. Все названные формы и многие другие, созданные воображением их организаторов, входят во все три вида развлечений, соответственно отражая поставленные в них цели и задачи.
Развлечения с использованием музыки (концерты, детские оперы, музыкальные игры-драматизации кукольные спектакли веселые соревнования, викторины и т. д.) являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия [5, с. 15].
Многообразие вариантов вечеров развлечений, создаваемых творчеством самих воспитателей, наполняет каждый из них неповторимым своеобразием.
На вечерах зрелищного характера инсценируются знакомые детям сказки, читаются рассказы, стихотворения, звучат песни. Силами детей старших групп может быть подготовлена кукольная постановка. В ней охотно участвуют даже робкие дети, хотя они обычно стесняются выступать. Ведь в этом случае они находятся за ширмой. Участие в таких спектаклях делает их более смелыми, уверенными и общительными.
2. Первичные жанры музыки: характеристика
Музыкальный жанр – многозначное понятие, характеризующее различные роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, а также способом и условиями их исполнения [1, с. 45]. Музыкальные жанры, или виды музыкальных произведений, делятся на первичные и вторичные. Первичные зарождались в народном искусстве и древних ритуальных действах. К ним относятся песня, танец, хорал, декламация и речитативность (их предтечами в фольклоре являются плачи, причеты, псалмодии).
Песня или песнь – наиболее простая, но распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией. Иногда сопровождается оркестикой (также мимикой). Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении – малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения. Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и другим признакам. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни поют как с инструментальным сопровождением, так и без него (a cappella) [2, с. 56].
Мелодия песни является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом. Мелодия и текст подобны по структуре: они состоят из равных (а в музыке и одинаковых) построений – строф или куплетов (часто с рефреном – припевом).
Танец – ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец, возможно – древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танцевальные па ведут свое происхождение от основных форм движений человека – ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев.
Главными характеристиками танца являются ритм – относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок – сочетание движений в композиции; динамика – варьирование размаха и напряжённости движений; техника – степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук.
3. Методические аспекты обучения игре на детских музыкальных инструментах детей дошкольного возраста
Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов исполнительства, суть которого в частичном или полном воспроизведении мелодий, ритмических рисунков или метрической основы музыки с помощью музыкальных инструментов [6, с. 76].
Общими задачами этого вида деятельности является:
– овладение приемами игры на детских музыкальных инструментах и элементами нотной грамоты;
– развитие музыкальных способностей (звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, музыкальной памяти);
– содействие физическому (мелкая моторика), умственному (сочетание действий, устройство инструментов и др.) развитию.
Задачи несколько специфицируются в зависимости от возрастной группы.
Наиболее многочисленная группа детских музыкальных инструментов – ударные. Среди них большинство инструментов шумовых, не имеющих звукоряда. Они обладают разнообразными тембрами: стучащий тембр у деревянных ложек, трещоток, кастаньет; звенящий – треугольник, тарелки, колокольчик, бубенцы, шархуны; шуршащий тембр у инструментов по типу погремушки – шейкеров, маракасов. Бубен и барабан обладают гулким, резонирующим звучанием. Имеют звукоряд металлофон и ксилофон. Они удобны тем, что не требуют настройки и сложных сочетаний действий при исполнении. Могут быть с диатоническим и хроматическим (двухрядные) звукорядом. Из струнных инструментов в работе с дошкольниками используются только щипковые, на которых играют с помощью медиатора – цитра, гусли, цимбалы, арфа. Среди клавишных инструментов-игрушек – пианино, рояль. Клавишно-язычковые – аккордеон (с 20-ю клавишами, на котором играют только правой рукой). Среди духовых инструментов – разнообразные свистульки, гудки, дудочка (и другие инструменты по типу флейт), духовые гармоники (с клавишами).
Знакомство с инструментами начинается уже в раннем возрасте, для этого педагог использует инструменты, контрастные по звучанию, – например, дудочка и колокольчик, барабан и металлофон; сопровождает звучание марша игрой на бубне, барабане, ложках и др. Дети сами пробуют действовать к погрумушкой и колокольчиком. Дети 3-4 лет сами пробуют играть на металлофоне и ксилофоне, знакомятся с другими шумовыми инструментами. Уже в этой возрасте проводятся дидактические игры на различение тембров знакомых детям детских инструментов. С 4-5 начинается обучение игре на звуковысотных инструментах – в первую очередь на металлофоне и ксилофоне, цымбалах (цитре).
4. Система музыкального воспитания Э.Жака - Далькроза
Эмиль Жак-Далькроз (1865 - 1950) – швейцарский педагог, композитор, музыкальный писатель, общественный деятель. Ученик А.Брукнера, и Л.Делиба (композиция). С 1892 – по 1910 – профессор Женевской консерватории. В 1910 году организовал Школу музыки и ритма в Хеллерау. В 1915 году – Институт Жак-Далькроза в Женеве. Потом с разработками своих идей путешествовал по городам Европы и Америки (в 1920 году был в Москве и Петрограде).
Автор нескольких опер, оперетт, кантат, его сборник «Романские песни» стал народным.
Система музыкально-ритмического воспитания, разработанная Жак-Далькрозом, способствует приобщению ученика к музыке через пластические движения. Система обучения Далькроза в основном состоит из трех разделов: сольфеджио, импровизация и «эвритмика». Эвритмика – изобретение Далькроза. Все три раздела имеют ровно важное значение. Эвритмика – обучение музыкальному ритмическому движению, если упрощенно можно так сказать.
Как любая другая передовая методика, эвритмика Далькроза появилась не на пустом месте. В конце прошлого века в Европе возник интерес к новым формам танца, гимнастике, а в Америке прославилась хорошо нам известная Айседора Дункан. Именно они вдвоем, по мнению многих специалистов. Сделали выдающийся вклад в обновление балета. Среди тех, кто использовал их технику – Вацлав Нижинский и Георгий Баланчин.
Это танец босиком, танец – импровизация по музыку, танец – лишенный профессиональных классических традиций.
Методика дает очень хорошие результаты не только при обучении детей, но и взрослых. Сам Далькроз работал как с одаренными детьми, так и со слепыми [2].
5. Современные стили и направления музыкального искусства
Популярная музыка. Исходя из самого названия жанра, можно сказать о том, что во все времена пользовалась большой популярностью. В настоящее время, в данном жанре активно используются элементы клубной и танцевальной музыки (веяние 21 века, во второй половине 20 века активно применялись элементы рок-музыки: гитарные соло и рифы, активное использование акустических барабанов и т.п.)
Клубная и танцевальная музыка. Достаточно популярный жанр у молодежи, мелодии отличаются высокой ритмичностью, электронным звучанием и простотой мотивов. Может создаваться полностью синтезированным путем, без использования музыкальных инструментов.
РЭП. Также достаточно популярное направление не только у молодежи, но и у людей среднего возраста. Тексты могут быть наполнены высоким смыслом, а могут и не нести в себе никакой смысловой нагрузки. Некоторое время элементы репа использовались и в популярной музыке, но эта тенденция постепенно уходит в прошлое. Инструментальное сопровождение достаточно слабое, и ограничивается «прямым» битом и монотонным звучанием либо синтезатора, либо музыкального инструмента.
Рок-музыка. По сравнению со второй половиной двадцатого столетия несколько сдала свои позиции, но по-прежнему данный жанр имеет множество поклонников. Отличается высоким смыслом песен, виртуозным музыкальным сопровождением. Существуют различные поджанры рок музыки, некоторые из них особо тяжелые, некоторые из них достаточно легкие [3 с. 6].
Классическая музыка. В «чистом» виде такое искусство интересно небольшому числу людей, в современной обработке может применяться в рок композициях, или же в клубной и танцевальной музыке.
1. Алексеев, Б. К., Мясоедов, А.Н. Элементарная теория музыки /Б.К. Мясоедов, А.Н. Мясоедов. – М.: Музыка, 1986. – 240 с
2. Браудо, Е. М. История музыки: учебник / Е. М. Браудо. – М. : Издательство Юрайт, 2017. - 366 с.
3. Гетманенко, А.О. Музыкальное искусство современности и его влияние на развитие музыкальных способностей детей // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXIX междунар. науч.-практ. конф. № 10(29). – Новосибирск: СибАК, 2013. –23 с.
4. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.
5. Горькова, Л.Г., Обухова, Л.А., Петелин, А.С. Праздники и развлечения в детском саду /Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова, А.С. Петелин. – М.: ВАКО, 2004. 60 с.
6. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада / Под ред. О.П. Радыновой. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2004. – 130 с.