Задание 1
Задание 2
Задание 3
Список литературы
Задание 1
Составить план-конспект с указанием ссылок на использованную литературу по следующим проблемным вопросам:
Развитие восприятия в дошкольном возрасте.
Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию) [22]. Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие - процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов. Восприятие опирается не только на ощущения, которые каждое мгновение позволяют чувствовать окружающий мир, но и на предыдущий опыт растущего человека. [22].
Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. В младшем дошкольном возрасте образы воспринимаемых предметов отличаются большой смутностью и нечеткостью. Так, дети трех-четырех лет не узнают на утреннике переодетую в костюм лисицы воспитательницу, хотя ее лицо и открыто. Если детям попадается изображение незнакомого объекта, они выхватывают из изображения какую-то деталь и, опираясь на нее, осмысливают весь изображенный предмет. Например, впервые увидев монитор компьютера, ребенок может воспринять его как телевизор.
Несмотря на то, что ребенок с самого рождения может видеть, улавливать звуки, его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится. [21].
Задание 2
Проанализировать и решить ситуацию (кейс). Ответить на вопросы, представленные в конце кейса.
Для решения кейса необходимо;
А. Проанализировать ситуацию,
B. Распознать возрастные закономерности,
Для данного возраста характерна психологическая защита – специальная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Главная задача психологической защиты – устранение психологического дискомфорта, а не реальное разрешение конфликтной ситуации.
C. Теоретически обосновать обнаруженные закономерности,
Данная закономерность обусловлена недостаточной сформированностью эмоциональной стабильности.
D. Предложить необходимые рекомендации для данной ситуации взрослым; родителям и/или педагогам.
Родителям и педагогам следует обучить ребенка управлять своими эмоциями. К примеру, в данном случай ребенок должен был разобраться в ситуации.
Задание 3
Написать терапевтическую сказку по схеме (см. схема терапевтической сказки Приложение 1) для застенчивого ребенка дошкольника.
Жил-был на свете маленький Дракончик Дракоша со своей Мамой-драконихой. Дракончик был очень застенчивый. Выйдя погулять, он не спешил к шумно играющим зверушкам, а стоял в стороне, наблюдая за их игрой. Когда к Маме-драконихе прилетала подруга или в доме собирались гости, Дракоша прятался, никогда не здоровался и не выходил к ним. Мама-дракониха замечала его скованность: она видела, что он не любит себя, боится других, и все это ее огорчало.
— Что происходит с тобой, Дракоша? — часто спрашивала Мама-дракониха. — Почему ты не играешь с другими зверушками?
— Я их всех боюсь, — огорченно отвечал Дракоша.
— Но ведь драконы — это самые сильные и храбрые животные! Мы ничего не боимся! — говорила Мама-дракониха. — Я очень хочу, чтобы ты был спокойным и уверенным в себе, и я хочу помочь тебе, но это невозможно сделать без твоего участия. Ты согласен?
— Да, мама, я постараюсь, — ответил Дракоша.
«А еще нам поможет один мудрый гном», — подумала Мама-дракониха.
Утром Мама-дракониха и Дракоша позавтракали и стали собраться в путь. Дракоша еще не знал, что они летят к доктору всех медицинских наук — великому Гномику Листочкину. Он жил в своем крохотном домике на берегу небольшой реки.
Гномик Листочкин очень любил зверей и всегда был занят. Но если кому-то была нужна его помощь, он, не задумываясь, летел на выручку.
1. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста. Автореферат. М., 1975.
2. Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. М., 1968.
3. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. Пер. с англ. А.Б. Леоновой. М.: Прогресс, 1989.
4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Попул. пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.
5. Бине А. Измерение умственных способностей / Пер. с франц. СПб.: Дельта, 1999.
6. Вернер Л.А. Формирование восприятия у дошкольника. М.: Просвещение, 1990.
7. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л., 1976.
8. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте». Москва, «Школа-Пресс», 1998.
9. Запорожец А. В., Маркова Т. А. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1978.
10. Запорожец А.В. Развитие восприятия в раннем дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1996.
11. Запорожец А.В. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. М.: Просвещение, 1992.
12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
13. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. М. : Просвещение: АО "Учебн. мет.", 1996.
14. Плеханов А., Писарев Д.И. Уважать человеческую личность в своём ребёнке // Дошкольное воспитание №1, 1991, Москва, Просвещение.
15. Поддъякова Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2001.
16. Реан А.А. Психология детства. Учебник. СПб., 2003.
17. Рогов Е.И. Общая психология. Москва.: Владос, 2002.
18. Смирнова Е.О. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей. М.: Просвщение, 1996.
19. Смирнова Е.О. Ранний возраст (от года до трёх). М.: Школа-пресс, 1997.
20. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.
21. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1996.
22. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения. М.: АО "Столетие", 1995.
23. Щадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1990.