1. Гуманизация отношения к ребенку
2. Международные акты о правах ребенка
3. Законодательные акты Республики Беларусь о правах ребенка
Глоссарий терминов
Список используемых источников
1. Гуманизация отношения к ребенку.
Гуманизация (от лат. (humanus) - человеческий, свойственный человеку, человеколюбивый) - принцип, основан на отношении к человеку как к высшей ценности, на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей.
Гуманизация по отношению к ребенку подразумевает уважение к ребенку, как к личности, понимание того, что каждый ребенок особенный и неповторимый, имеет свои возрастные особенности и потребности. Для того, чтобы наиболее точно раскрыть в ребенке интерес и способности к обучению, к нему нужен индивидуальный подход.
Большинство школ, долгое время использовало учебно-дисциплинарную модель обучения. При которой личные качества ребенка слабо учитывались, обучение было направленно лишь на достижение результата, а все навыки, которые прививались ученикам, способствовали лишь тому, чтобы более эффективно воспринимать школьную программу. В результате формировался стереотип послушного, тихого и мыслящего прямолинейно ученика.
На современном этапе, уже от педагога зависит, насколько он разносторонне сможет подойти к ученику, заинтересовать его обучением, подтолкнуть в нужном направлении. «Задача педагога – не ждать, пока молодой человек стихийно придет к творчеству, а развивать эти качества личности всеми доступными педагогическими средствами обучения и воспитания.
2. Международные акты о правах ребенка.
Личность ребенка начинает формироваться практически сразу с самого детства. Но многие страны даже в настоящие время не уделяют вопросам защиты прав детей должного внимания. Существуют такие ужасные вещи, как детская проституция, воровство, нищенство. Большое количество детей, особенно в малообеспеченных странах, не посещают школу.
Такие тенденции заботят мировое сообщество, первые шаги в установлении особых позиций законодательства для детей на официальном уровне сделало ООН. На собрании генеральной ассамблеи 20 ноября 1959 года, было установлено, что ребенок в виду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе. Были определены следующие принципы:
1) Ребенку должны принадлежать все права, которые будут приняты в данной декларации, независимо от нации, цвета кожи, пола, языка, религии.
2) С помощью закона и любыми другими средствами, для детей должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены все условия для того, чтобы он мог умственно, физически, нравственно и духовно развиваться.
3) С рождения у ребенка есть право на имя и гражданство.
4) Ребенку должны быть предоставлены все социальные блага: медицина, питание, жилище.
5) Для детей, которые являются неполноценными должны быть обеспечены все условия, необходимые в виду его особого состояния.
6) Ребенок не должен быть обделен любовью и заботой родителей, за некоторыми исключениями. Государство должно осуществлять заботу о тех детях, которые остались без присмотра.
3. Законодательные акты Республики Беларусь о правах ребенка.
В Республике Беларусь принят достаточно широкий круг нормативных актов, обеспечивающих права семьи и детей в Республики Беларусь. Это нормативно-правовые документы, как общего, так и специального характера, содержащие конкретные нормы, гарантирующие соблюдение прав и интересов семьи и детей, они объединены в закон «Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г». В основу нового белорусского законодательства о детях положены важнейшие международно-правовые документы Организации Объединенных Наций, содержащие основные требования государственной политики в отношении семьи и детей. Прототипом этого документа стала конвенция о правах ребенка 1989 года, в неё включены основные положения конвенции. Стоит отметить, что закон постоянно дорабатывается и имеет множество поправок.
Закон состоит из пяти разделов:
1) Общие положения
2) Ребенок и семья
3) Ребенок и общество
4) Ребенок в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях,
5) Заключительные положения
В этом законе так же есть статья о обязанностях ребенка: «ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности. Ведь права и обязанности всегда связаны между собой. Возникновение прав требует и точного исполнения обязанностей».
Глоссарий терминов.
Декларация - в международном праве торжественный акт, формулирующий согласованные сторонами общие принципы и цели. В основном, декларации носят международный характер, заключаемые договоры объединяют множество стран с общими интересами в данной сфере. Примерами может служить «Декларация о правах ребенка» 1959 года и «Декларация о правах человека» 1948 года.
Ратификация - процесс придания юридической силы документу (например, договору) путём утверждения его соответствующим органом каждой из сторон. Без соответствующей процедуры, государство не считается участником договора, который она подписала. Этот процесс инициируется правительством. Декларация о правах детей была ратифицирована первыми странами через год после подписания соглашения, в связи с временем оформления соответствующих документов.
1) Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей [Электронный ресурс] – 2000
2) Декларация прав ребенка [Электронный ресурс]. – 1959.
3) Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII (в ред. Закона Республики Беларусь от 11.05.2016 № 362-3).
4) Иванов В.С. Основы права Республики Беларусь / В.С. Иванов // Минск: ВУЗ-ЮНИТИ БГПА, 1998. 556 с.
5) Конвенция о правах ребенка: конвенция ООН. – Москва: РИОР, 2004. – 24 с.
6) Котляр И.И. Права человека: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений / И.И. Котляр // - Минск:Тесей, 2002. – 215 с. с.160-161.
7) Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова // Николаев, 2005. — 76 с. (27 с.)
8) Министерство образования Республики Беларусь // Официальный сайт [Электронный ресурс]. – 2017. Режим доступа: www.edu.gov.by
9) Педагогика современной школы: основы педагогики, дидактика: под ред. И.И. Цыркуна. – Минск: БГПУ, 2012 – 516 с.