1. Структура и значение сенсорных систем.
2. Роль сенсорных систем в познании окружающего мира.
3. Закономерности деятельности рецепторных образований.
4. Явление близорукости у детей дошкольного возраста. Причины, профилактические требования, направленные против развития близорукости у детей. Примеры из опыта работы.
Список используемой источников.
1. Структура и значение сенсорных систем.
Сенсорной системой, или анализатором, называют часть нервной системы, осуществляющей формирование ощущений и восприятий раздражителей внешнего и внутреннего мира.
Анализаторы (сенсорные системы) представляют собой системы ввода информации в мозг и анализа этой информации, что, в свою очередь, является необходимым условием развития и функционирования ЦНС.
Органы чувств, первыми восприняв внешние явления, стимулируют к работе головной мозг. И.П. Павлов назвал их своеобразными щупальцами мозга.
Учение об анализаторах было создано И.П. Павловым. Анализатором И.П. Павлов считал совокупность нейронов, участвующих в восприятии раздражений, проведении возбуждения, а также анализе его свойств клетками коры больших полушарий.
Анализатор рассматривался И.П. Павловым как единая система, состоящая из 3 основных отделов.
Периферический отдел анализатора – представлен рецептором, воспринимающим только адекватный раздражитель.
Проводниковый отдел анализатора – представлен проводящими путями, которые делятся на специфические и неспецифические. Специфический путь анализатора включает в себя спинно- и черепномозговые нервы, восходящие пути и подкорковые центры, которые заканчиваются в определенном участке коры головного мозга.
Неспецифический путь анализатора проходит от рецепторов к ретикулярной формации, а оттуда оказывает активирующее влияние на всю кору больших полушарий.
Центральный отдел анализатора – это конкретный участок коры головного мозга, который отвечает за формирование ощущения.
2. Роль сенсорных систем в познании окружающего мира.
Придерживаясь когнитивного подхода к описанию психики, мы представляем человека как некую систему, обрабатывающую символы при решении своих задач, то можно представить и важнейшую черту индивидуальности человека - сенсорную организацию личности.
Сенсорная организация личности - это уровень развития отдельных систем чувствительности и возможность их объединения. Сенсорные системы человека - это его органы чувств, как бы приемники его ощущений, в которых происходит преобразование ощущения в восприятие.
Любому приемнику присуща определенная чувствительность. Если мы обратимся к животному миру, то увидим, что преимущественный уровень чувствительности какого-либо вида является родовым признаком. Например, у летучих мышей развита чувствительность к восприятию коротких ультразвуковых импульсов, у собак обонятельная чувствительность.
Главная особенность сенсорной организации человека - это то, что она складывается в результате всего его жизненного пути. Чувствительность человека дана ему при рождении, но развитие ее зависит от обстоятельств, желания и усилий самого человека.
Что мы знаем о мире и о себе? Откуда получаем эти знания? Каким образом? Ответы на эти вопросы идут из глубины веков из колыбели всего живого.
Ощущение - это проявление общебиологического свойства живой материи - чувствительности. Через ощущение происходит психическая связь с внешним и внутренним миром. Благодаря ощущениям информация обо всех явлениях внешнего мира доставляется в мозг. Таким же образом через ощущения замыкается петля для получения обратной связи о текущем физическом и отчасти психическом состоянии организма.
3. Закономерности деятельности рецепторных образований.
Для каждого анализатора характерно наличие рецептивного поля. Им называют воспринимающий раздражения участок поверхности, в котором разветвляется афферентное нервное волокно одной нервной клетки. Площадь рецептивных участков различна не только для разных анализаторов, но широко варьирует в пределах каждого из них. Чем больше рецептивное поле, тем большее количество рецепторных элементов приходится на одно нервное волокно и соответственно на одну нервную клетку.
С величиной рецептивного поля связана чувствительность действующему раздражителю. Экспериментально было показано, что для возникновения возбуждения в нейроне недостаточно активности одного рецепторного элемента. При действии раздражителя происходит суммация эффектов раздражения в элементах данного. Чем больше площадь суммации, тем менее интенсивным может быть раздражитель для вызова одного и того же эффекта. Таким образом, величиной рецептивного поля определяется интенсивность возникающей реакции и способность к восприятию слабых раздражений. Способность различать две точки пространства как раздельные при увеличении рецептивного поля, наоборот, падает. При большом рецептивном поле одновременно нанесение раздражения на две его точки, даже далеко расположенные, воспринимается как одно, ибо они адресуются к одной и той же нервной клетке. Недостаточная различительная способность частично компенсируется взаимным перекрытием рецептивных полей.
4. Явление близорукости у детей дошкольного возраста. Причины, профилактические требования, направленные против развития близорукости у детей. Примеры из опыта работы.
Близорукость (миопия) — заболевание, при котором дети плохо различают предметы, расположенные на дальнем расстоянии. Это происходит из-за того, что параллельные лучи света, идущие от предметов расположенных вдали, сводятся в фокус в плоскости перед сетчаткой, а не на ней самой, вследствие чего снижается острота зрения у ребенка. Зачастую это связано с тем, что переднезадняя ось глаза оказывается слишком длинной. В результате вытянутой формы глазного яблока происходит неправильное преломление света, и острота зрения снижается, прежде всего, вдаль. К сожалению, близорукость у детей дошкольного возраста — распространенное явление [4].
Причины возникновения близорукости (миопии) у детей могут быть разные: наследственный фактор, ослабление склеры, первичная слабость аккомодации, длительная работа на близком расстоянии (сидение у компьютера, телевизора), условия внешней среды, нарушение гигиены зрения, ослабление организма в результате неправильного питания, переутомление, различные заболевания. Но чаще всего близорукость (миопия) обусловлена видоизменением формы глазного яблока (удлинением его переднезадней оси).
В процессе развития ребенка значительная часть нагрузки падает на глаза ребёнка, задача педагога построить так свою работу, чтобы зрение не ухудшалось.
Необходимо ограничивать длительность занятий, связанных с напряжением глаз. Достигнуть этого можно при своевременной смене во время занятий разных видов деятельности.
1. Аветисо Э.С. Близорукость. — 2- изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1999. — 288 с :
2. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с.
3. Коновалова Н.Г. Зрительная гимнастика для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста/ Под ред. Попова Г.П. – Москва: Учитель, 2017 – 43с.
4. Крейг С. Хойт Дэвид Тейлор Детская офтальмология./Перевод с англ. под ред. Е.И. Сидоренко, 2015. - 672 страницы
5. Нормальная физиология : курс лекций для студентов лечебно-профилакт. и стоматол. фак. мед. вузов / В. И. Кузнецов [и др.] ; М-во здравоохранения Республики Беларусь, УО "Витебский гос. мед. ун-т" ; под ред. В. И. Кузнецова. - 4-е изд. - Витебск : [ВГМУ], 2012. - 612 с.
6. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. Изд. 2-е. — Ростов н/Д: изд-во: «Феникс», 2003. - 416 с.
7. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/08/20/vozrastnye-osobennosti-zreniya-u-detey-gigiena-zreniya