Введение.
1. Жизненный и творческий путь Константина Дмитриевича Ушинского. Многообразие тематики в рассказах Константина Дмитриевича Ушинского для детей.
2. Лев Абрамович Кассиль. Разнообразие тем в его творчестве для дошкольников.
3. Литературно-художественный анализ сказки С.Я. Маршака «Терем-теремок».
Заключение.
Список использованных источников.
Введение.
В истории отечественной педагогики особое место занимает Константин Дмитриевич Ушинский – родоначальник научной педагогики в России и реформатор школы. У каждой науки есть свой исток. Для отечественной педагогики таким истоком является творчество Константина Дмитриевича Ушинского.
Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, размещенные в учебных книгах, содержат в себе наглядный моральный урок и несут читателям определенные знания.
Актуальность данной работы обусловлена интересом к жизни и творчеству таких личностей как: Константин Дмитриевич Ушинский, Лев Абрамович Кассиль, Самуил Яковлевич Маршак.
Объект исследования – тематическое направление в творчестве Константина Дмитриевича Ушинского, Льва Абрамовича Кассиля, Самуила Яковлевича Маршака.
1. Жизненный и творческий путь Константина Дмитриевича Ушинского. Многообразие тематики в рассказах Константина Дмитриевича Ушинского для детей.
Константин Дмитриевич Ушинский родился в городе Туле в небогатой дворянской семье. Ему не было еще двенадцати лет, когда умерла мать, а отец после смерти матери почти не бывал дома, так что жил вдвоем с младшим братом на хуторе, куда никто не заглядывал. До одиннадцати лет мальчик обучался дома, а потом поступил в третий класс гимназии. Большую роль в становлении творчества писателя сыграла русская природа.
Окончив Новгород-Северскую гимназию, Константин поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще закончил в 1844 году, и через два года, в возрасте 22 лет, был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук в Ярославском юридическом лицее.
Однако уже через два года блестяще начатая профессорская деятельность Ушинского была прервана: в связи с «беспорядками» среди студентов лицея он был уволен из числа профессоров в 1849 году за свои прогрессивные убеждения. Дальше Константин Дмитриевич продолжил работу мелким чиновником.
Некоторое удовлетворение давала ему литературная работа в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения», где он размещал переводы с английского, рефераты статей, обозрения материалов, опубликованных в иностранных журналах.
В 1854 году Константину Дмитриевичу удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.
Под влиянием начавшегося общественно-педагогического движения Ушинский в 1857-1858 годах поместил в «Журнале для воспитания» несколько статей («О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы»), которые прославили его имя. [6]
2. Лев Абрамович Кассиль. Разнообразие тем в его творчестве для дошкольников.
Лев Абрамович Кассиль был неутомимым исследователем, путешественником и открывателем. Он исследовал детские сердца и характеры, его фантазия свободно путешествовала во времени. Творчество Льва Кассиля растянулось почти на полстолетия, первые произведения появились в 20-е годы и были одобрены Маяковским, а последние создавались в 60-е, когда сам Кассиль помог рождению многих молодых писателей детской литературы. Для детей дошкольного возраста автор написал следующие произведения: У нас в Москве. Цеппелин. Шутки Мишутки. Тетя Тотя. (Маленькая повесть). Москва (Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста). [1]
Учитывая возраст, для которого были написаны данные произведения, можно говорить о том, что произведения носят поучительный характер по сравнению с произведениями для детей постарше. В произведениях для подростков отражены реальная действительность, военные годы, которые переплетаются с мечтой героев рассказов.
3. Литературно-художественный анализ сказки С.Я. Маршака «Терем-теремок».
Сказка «Терем-теремок» – это интересная сказка с маленьким домом-теремком, где в правилах сказки можно поселить самых различных героев. Самуил Яковлевич Маршак всех персонажей разместил в жилье достаточно интересно, по-домашнему: тут с юмором радует печь кухарку-лягушку, готовы для нее и сковородка, и большая кружка. Для Петуха на окне находится гармошка. Автор пытается ввести читателей в обстановку веселой игры, и начинается она со знакомства-представления будущих соседей: Самуил Яковлевич Маршак в ярких стихах рисует портреты, в которых дети распознают уже известных животных. («Я – серый ежик – ни головы, ни ножек…) [10; с.193]. В них спрятаны маленькие загадки того свойства, которое вошло в слово-характеристику, и уменьшительно-ласкательная интонация. Она подчеркивает размер персонажа.
Таким образом, проявляется умение изображения обстановки, портретов действующих лиц. Но автор показывает их живыми и действующими. Все звери в сказке знакомятся и ссорятся, угрожают и празднуют, так как стихотворная сказка постоянно радует заразительной живостью, эмоциональностью и выразительностью разговорной речи: диалогов, массовых сцен и реплик: «Ах, мой серый, мой хвостатенький, как хочу я петушатенки!» [10;с.196]
Замечательной особенностью языка сказки являлась его многокрасочная народность: богатство интонаций, меткие народные словечки, поговорки: «Эй, хозяева, открывайте-ка добром, а не то мы вам ворота разнесем!» (5; с.197). Вместе с тем автор чутко понимает и воспроизводит культуру народного общения в языке дружных жителей теремка: «Не до песен мне, сестрицы. Был в зубах я у лисицы…» [10; с.206]
1. http://museumkassil.sgu.ru/kassil/bibliography.
2. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4743302.
3. http://www.barius.ru/biblioteka/book/1908.
4. https://profilib.org/chtenie/21309/lev-kassil-tenya-totya-3.php.
5. Арзамасцева И.Н. Детская литература. – М., 2002, – 472 с.
6. Арканов А.К. Идеи Ушинского. М.: Просвещение, 2002. – 312 с.
7. Исаев Л. И. К.Д. Ушинский: основатель русской дидактической и методической школы. М.: Ин-т общего образования, 1999. – 352 с.
8. Кармилов С.И. Основные понятия теории литературы: Литературное произведение. Проза и стихотворения. – М., 1993, – 536 с.
9. Кассиль Л. А. Шутки Мишутки. – М.: Детский мир, 1960. – 39 с.
10. Маршак С.Я. Сказки для чтения и представления. – М.,1988, – 254 с.
11. Чернец Л.В. Введение в литературоведение. – М.,2006, – 680 с.