Введение
1. Учение о «сверхзадаче» как об основном принципе идейной активности искусства (по системе Станиславского)
2. Система упражнений на развитие актерской психотехники
3. Сценарий массового этюда
Заключение
Список использованных источников
Введение
В современном мире все чаще речь заходит о творческой свободе как режиссера, так и актера. Многие годы вырабатываемые системы подвергаются коренным изменениям, вызванным разными обстоятельствами. Но вместе с тем есть доктрины и положения, которыми пользовались, пользуются и будут пользоваться еще долгое время. Именно поэтому изучать и анализировать такие системы и принципы важно и актуально в любое время.
Объект исследования – учение о «сверхзадаче». Предмет – особенности учения о сверхзадаче как принципе идейной активности искусства.
Цель данной работы – проанализировать понятие «сверхзадача», рассмотреть учение о сверхзадаче как принципе идейной активности искусства; разработать систему упражнений на развитие актерской психотехники; составить сценарий массового этюда.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить учение о сверхзадаче у К. С. Станиславского.
2. Изучить основные принципы современной режиссуры.
3. Разработать систему упражнений на развитие актерской психотехники.
4. Составить сценарий массового этюда.
1. Учение о «сверхзадаче» как об основном принципе идейной активности искусства (по системе Станиславского)
Основная цель режиссера – воссоздание гармоничного, целостного художественного произведения. Этой цели можно достичь тогда, когда режиссер основывается на собственном замысле и руководит работой всех участников над созданием пьесы на сцене. Именно благодаря режиссерской работе постановка в целом приобретает единство и общую направленность. К. С. Станиславский называл это «сверхзадачей спектакля». Он использовал два понятия применительно к неосознаваемым этапах художественного творчества: «подсознание», «сверхсознание».
Согласно самому Станиславскому, «истинное искусство должно учить, как сознательно возбуждать в себе бессознательную творческую природу для сверхсознательного органического творчества» [3, с. 64]. При этом в работах Станиславского не удается найти точного определения этих понятий. По мнению П. В. Симонова, введение категории сверхсознания – не простая или случайная вольность в изложении материала, но это, безусловно, необходимость, которая продиктована представлениями о сверхзадаче.
Так как искусство – это разновидность деятельности познания, ключевым моментом этой деятельности становится открытие, в котором роль гипотезы играет феномен, который К. С. Станиславский назвал «сверхзадачей». «Подобно тому, как из зерна вырастает растение, так точно из отдельной мысли и чувства писателя вырастает его произведение... Условимся... называть эту основную, главную, всеобъемлющую цель, притягивающую к себе все без исключения задачи... сверхзадачей произведения писателя», – писал Станиславский [3, с. 70].
Рассматривая сверхзадачу, можно выделить следующие ее черты:
1. Хоть сверхзадача и тесно связана с мировоззрением и гражданской позицией художника, она не может быть отождествлена с ними, потому что является эстетической категорией, особым феноменом художественной деятельности.
2. Система упражнений на развитие актерской психотехники
Психотехника очень важна для каждого актера, ведь без нее практически невозможно хорошо отыгрывать роль. В работе над ней очень важную роль играют упражнения, которые направлены на развитие. Для актеров специально создаются тренинги, которые проводят театральные педагоги. Обычно в такие тренинги включаются упражнения на разные навыки, которые и составляют основу психотехники. Одним из таких навыков является эмоциональная память. Для вызова повторного чувствования через ее возбуждение существуют манки. Сила каждого настоящего манка в первую очередь в его привлекательности, притягательном свойстве.
«Артист должен уметь, – говорил К. С. Станиславский, – непосредственно откликаться на манки (возбудители) и владеть ими, как виртуоз клавишами рояля: придумаешь увлекательный вымысел […] и тотчас же внутри вспыхнет такое-то чувство. […] Нельзя пренебрегать ни одним предметом, ни одним возбудителем эмоциональной памяти» [2, с. 64]. Манки бывают внутренние и внешние, поэтому на них и будут направлены упражнения.
Внутренние манки находятся не в реальной жизни, а в сфере воображения, мысли. К ним можно отнести любые элементы внутренней техники: сверхзадачу, сквозное действие, продуктивные и целесообразные действия, магическое «если бы», предлагаемые обстоятельства задачи, повторные ощущения, вызываемые при помощи памяти пяти органов чувств и т. д.
Упражнение1. Написать несколько писем: а) матери; б) рабочее письмо; в) письмо дальнему родственнику, в котором сообщается о смерти родного человека (действия одни и те же, но чувства и настроение, вызываемые предлагаемыми обстоятельствами разные).
Приехать к себе домой: а) в город на работу; б) в село на отдых.
Прогуливаться в лесу, услышать шорох: а) заяц в кустах; б) странный прохожий.
3. Сценарий массового этюда
Массовый этюд – связующее звено, на котором отрабатываются и соединяются навыки построения сценария, исполнительская техника и режиссерское мастерство.
В основе массового этюда должно лежать:
• Одно событие, объединяющее всех участников.
• Простейшая сверхзадача, акцент на которую должен быть определен с начала работы над этюдом.
Этюд «На вокзале».
Место действия: зал ожидания на железнодорожном вокзале в Могилеве. Большое помещение с высокими потолками, лепниной, украшениями, росписями. В зале горит свет, за окнами – ночь, около часа ночи. Иногда звучат объявления о поездах, шум поездов. Здесь же находится скромный буфет, за прилавком находится буфетчица, которая едва ли не дремлет. Пару столов и стульев. На скамейках спят: нищая старуха, в непонятной старой одежде. Она спит на газете, рядом стоят ее пожитки. Деревенская баба, лет 45, едет в город на рынок торговать своими продуктами. Современная девушка, аккуратно одетая, сидит то в телефоне, то в планшете, не спит; можно еще добавить персонажей. Атмосфера сонная, полутемная, тихая.
В зал ожидания входят молодой человек – деревенский парень, который едет в крупный город учиться, поэтому хорошо одет и при деньгах (мать собрала). Он несколько нарушает сонную атмосферу, хотя старается вести себя тихо. Заказывает что-то в буфете, садится за столик. Почти сразу входит другой молодой человек – местный жулик, шулер, вор. Подсаживается к студенту, слово за слово, предлагает сыграть в карты на деньги. Играют, очевидно, студент проигрывает… Молодой буфетчице понравился студент, ей его жалко, она знает эту шпану, в какой-то момент она находит случай его предупредить, что его обманывают. Завязывается скандал, драка, шулер грозится разнести буфет, начинает что-то сбрасывать, ломать… Шум, крики, все просыпаются, зовут милицию, жулик убегает. Студент и буфетчица разговаривают, завязывается знакомство и симпатия. Все опять утихает. Приходит поезд студента, обмен номерами телефонов, обещание встречи. Студент уходит.
Заключение
Основная цель режиссера – воссоздание гармоничного, целостного художественного произведения. Этой цели можно достичь тогда, когда режиссер основывается на собственном замысле и руководит работой всех участников над созданием пьесы на сцене. Именно благодаря режиссерской работе постановка в целом приобретает единство и общую направленность. К. С. Станиславский называл это «сверхзадачей спектакля».
Принцип сверхзадачи по Станиславскому подразумевает то, ради чего художник хочет внедрить собственные идеи в сознание людей, то, к чему он стремится в конечном итоге. Идейность творчества, идейная активность. В то же время сверхзадача и есть цель произведения. Правильное использование сверхзадачи в конечном итоге помогает художнику не ошибиться в выборе технических приемов и выразительных средств в процессе работы над произведением.
Кроме того, по мнению К. С. Станиславского, все упражнения, да и в целом все, что существует в системе, предназначено в первую очередь для сквозного действия и сверхзадачи.
Тем не менее, актер тоже должен развиваться и расти, работая над ролью. В помощь ему театральными педагогами разработаны разного рода тренинги и системы упражнений, которые направлены на развитие различных областей актерского мастерства.