Введение
1. Воображение и сценическая фантазия
2. Система упражнений на развитие актерской психотехники
3. Сценарий парного этюда на оправданное молчание
Заключение
Список использованных источников
Введение
Важным элементом актерской игры является воображение и фантазия, которые являются одним из основных инструментов, которые актер использует при работе над ролью. Пространство произведения очень часто ограничено самим автором, есть только здесь и сейчас. Но для актера этого просто недостаточно, так как процесс вживания в роль куда более долгий и трудный.
С помощью воображения и фантазии актер создает прошлое своего героя, продумывает его предысторию, линию поведения, характер и прочее. Поэтому это очень важно и необходимо, нужно постоянно совершенствовать свои навыки и умения, развивать воображение, тренироваться.
Объект исследования – воображение, фантазия, психотехника актера. Предмет – специфика воображения и фантазии в актерском мастерстве.
Цель данной работы – проанализировать понятие «воображение» и «фантазия» в контексте работы актера над ролью; разработать систему упражнений на развитие актерской психотехники; составить сценарий парного этюда на оправданное молчание.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать понятие воображения и фантазии в системе актерского мастерства.
2. Разработать систему упражнений на развитие актерской психотехники.
3. Составить сценарий парного этюда на оправданное молчание.
1. Воображение и сценическая фантазия
Перед человеком в образах может предстать и то, что он не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это значит, что не всякий процесс, который проходит в образах, может быть понят как процесс воспроизведения, потому что люди не просто познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для преобразования действительности на практике нужно уметь делать это, в первую очередь, мысленно. Под таким умением и подразумевается воображение.
Воображение является по сути своей реконструкцией того, чего мы не видели, чего не существует в реальности. Но стоит отметить, что при определенных предлагаемых обстоятельствах это вполне возможно или должно бы быть. Помимо этого, воображение создает еще и то, что есть, что было и что мы знаем. Также воображение представляет собой реконструкцию возможного и необходимого из наших же воспоминаний.
Говоря о воображении, следует отметить, что оно должно быть последовательным, логичным и активным и представлять из себя непрерывную линию предлагаемых обстоятельств.
Основная задача воображения – представление ожидаемого результата до его осуществления и воплощения. Именно благодаря помощи воображения у нас формируется образ не существовавшего никогда или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий и т.д.
Говоря проще, если лишить человека воображения и фантазии, то весь прогресс просто остановится.
Под фантазией понимается мысленное конструирование чего-либо, в реальности не существовавшего или даже невозможного. С ее помощью мы может воссоздавать в своей голове то, чего нет, не было и, вероятнее всего, не будет.
Из этого выходит, что воображение и фантазия необходимейшей способностью человека. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.
2. Система упражнений на развитие актерской психотехники
Упражнения. 1. Смена места действия: урок, педагог, актер – подлинная реальность. Вымысел – урок проходит не в стандартной аудитории, а в фойе Купаловского театра. Педагог обращается к одному из группы и предлагает начать фантазировать. Как получилось, что урок проходит в фойе Купаловского?
Ученик должен максимально полно и во всех красках представить, что именно происходило перед этим и почему они оказались в фойе театра. (Например, театры уезжают на гастроли, сюда приехал другой театр и режиссер пригласил группу поучаствовать в спектакле или его подготовке).
Упражнение 2. В упражнении на фантазирование предмета надо следить, чтобы данный предмет был главным, на нем строился весь сюжет. Прежде чем начать новые действия, нужна оценка сделанного, увиденного. Оценка, порождает мысли, а они порождают действия. Например, актеру предлагают офантазировать предметы: зеркало, вазон, стул, часы, носовой платок, зонт, ключи и т. п.
Далее можно предложить офантазировать два или три предмета. Они должны быть обязательно логически связаны между собою и войти в канву единого сюжета.
Упражнение 3. Мысленно перенестись в незнакомые, не существующие в данный момент места, но те, которые могут существовать в реальной жизни. Например, кругосветное путешествие или поездка в Африку. Чтобы это было выполнено во всех подробностях, логично и последовательно, придется брать материал из книг, кино, фото, рассказов людей. А остальное, чего недостает для воссоздания картины путешествия, пусть творит воображение. 3
3. Сценарий парного этюда на оправданное молчание
1) Двое у ларька с шаурмой, один вглядывается в другого и старается вспомнить, где он того встречал.
2) Парень должен сказать девушке очень тяжелую для нее вещь и не решается. Девушка видит, что с парнем что-то происходит, но тоже не решается начать разговор.
3) В приемной врача встретились А и В , которые когда-то были знакомы, каждый не хочет подавать виду, что узнал другого, и боится, что тот его узнает.
4) В читальном зале. Парень хочет познакомиться с девушкой , приняв ее за актрису сериала. Она удивлен, что парень ей мешает.
5) После сильной ссоры: А виноват и не хочет подойти, В хочет помириться.
6) В сидит в парке культуре и отдыха, он здесь должен встретиться с Д , подсел на скамейку А , читает газету, В хочет, чтобы он скорее ушел.
Заключение
Неотъемлемой частью актерского мастерства является наличие развитого воображения и фантазии. Работа над ролью всегда тесно сопряжена с их использованием, поэтому ни один актер не может сказать, что не знает, как правильно использовать свое воображение на сцене.
Воображение и фантазия должны быть в постоянном напряжении, чтобы актер без проблем мог применять их в нужной ситуации. Ведь автор пьесы очень многое оставляет за кадром, и актеру самому (либо иногда при помощи режиссера) необходимо додумывать основную часть недостающих элементов паззла, который в итоге превратиться в пьесу.
Работа над ролью и вообще актерское мастерство подразумевает постоянную работу над ролью и выполнение ежедневных упражнений.