Введение
1. Драматургическая основа культурно-досуговой программы
2. Текст диалога
3. Анализ отрывка
Заключение
Список использованных источников
Введение
В основе практически любого зрелищного действа лежит элемент драматургии. Именно он позволяет создать важную взаимосвязь между режиссером, участниками действа и зрителями. Без такой взаимосвязи нельзя говорить об успешности и выполнении задач, которые ставят перед собой специалисты, которые организацией культурно-досуговой деятельности.
Работа над программами культурно-досуговой деятельности требует определенной подготовки специалиста, понимания специфики и технологий работы. Процесс подготовки занимает довольно долгое время, поэтому, чтобы не потерять его, следует тщательно планировать все этапы работы.
Объект исследования – драматургия культурно-досуговой программы. Предмет – особенности драматургии как основы культурно-досуговых программ.
Цель данной работы – изучение особенностей драматургии культурно-досуговых программ; рассмотрение идейно-тематических основ драматургического произведения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить специфику драматургии, которая является основой культурно-досуговых программ.
2. Проанализировать основные составляющие идейно-тематических основ драматургического произведения на конкретном примере.
1. Драматургическая основа культурно-досуговой программы
В основе культурно-досуговой программы всегда лежит режиссерский замысел, который требует непременной разработки сценария, а также дополнений и обогащения культурным творчеством самих участников, а также зрителей.
Изучая драматургию культурно-досуговых программ, которая представляет собой важную часть технологии культурно-досугового процесса, нужно отметить, что она отличается от драматургии в общем понимании и имеет свою специфику.
Для начала следует определить, что именно мы понимаем под драматургией. В общем смысле драматургия – это теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно-образная концепция такого произведения. В отношении культурно-досугового процесса можно сказать, что под этим термином подразумевается сюжетно-образная концепция культурно-досуговой программы и массового действа, где само драматургическое действие создается благодаря выстраиванию и проигрыванию сюжетно-образного решения программы [2, с. 342].
А. Д. Жарков пишет, что «культурно-досуговая программа – это сценическое или площадное произведение, которое по своей природе должно иметь драматургию» [2, с. 339]. Так как существует драматургия драматического театра, оперная, балетная, кино ,телевидения, все эти виды драматургии различаются, то очевидно, что все эти виды отличаются спецификой подхода к материалу, который необходимо раскрыть. Но есть у них и общее – в частности, действие, жизнь в движении.
Во-первых, драматургическое действие всегда разворачивается на глазах зрителя, в настоящий момент времени, даже если повествование идет о давно прошедшем событии. Пример: сценарии театрализованных вечеров, концертов, посвященных традициям народа.
2. Текст диалога
Для того, чтобы рассмотреть драматургический материал на конкретном примере, обратимся к известнейшему произведению Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» [1]. Для примера возьмем довольно известное Явление 2 второго действия пьесы, где перед читателями предстает диалог между Чацким и Фамусовым.
«Фамусов
А! Александр Андреич, просим,
Садитесь-ко.
Чацкий
Вы заняты?
Фамусов
(Слуге)
Поди.
Слуга уходит.
Да, разные дела на память в книгу вносим,
Забудется того гляди. –
Чацкий
Вы что-то не весёлы стали;
Скажите, отчего? Приезд не в пору мой?
Уж Софье Павловне какой
Не приключилось ли печали?
У вас в лице, в движеньях суета.
Фамусов
Ах! батюшка, нашел загадку,
Не весел я!.. В мои лета
Не можно же пускаться мне вприсядку!
Чацкий
Никто не приглашает вас;
Я только, что спросил два слова
Об Софье Павловне, быть может, нездорова?
3. Анализ отрывка
А) Тема: тема «отцов и детей», показание конфликта между старыми и новыми нравами. Чацкий и Фамусов являются яркими представителями обоих миров, и конфликт между ними, их различия – центральная сюжетная линия данного произведения.
Б) Идея: Грибоедов стремится показать своим читателям, что различия во взглядах представителей разных поколений являются серьезным препятствием во взаимопонимании. Извечная тема «отцов и детей» в разные эпохи находила свое воплощение, и Грибоедов на примере конфликта Чацкого и Фамусова стремится показать конфликт мира старого и нового. Чацкий предвосхищает новый порядок, поэтому и страдает от непонимания со стороны представителей старого.
В) Конфликт: между представителями старого и нового поколения. Фамусов - типичный представитель старого света с его нравами и порядками. Чацкий – представитель нового, прогрессивного мышления. Его никто не понимает, но вместе с тем именно его нравы и являются знамением нового порядка.
Заключение
Драматургия является одним из важнейших элементов в процессе создания культурно-досуговых программ. Но следует помнить, что такой вид драматургии в значительной степени отличается от драматургии театральной, кино, телевидения и т.д.
Вместе с тем, все виды драматургии имеют ряд черт, которые являются общими. Но отличия очень существенны, поэтому при работе над культурно-досуговой программой всегда следует учитывать ряд ее особенностей и следить за этим. Сценарист и режиссер культурно-досуговой программы всегда ориентируются на связь сценария с жизнью, на связь и взаимодействие с аудиторией, на которую направлена самка культурно-досуговая программа.
Основными видами драматургической деятельности в культурно-досуговом процессе является сценарий и сценарный план, которые взаимосвязаны друг с другом.
Каждый драматургический материал создается в соответствии с определенными правилами, соблюдение которых является обязательным элементом. На примере конкретного диалога из «Горя от ума» А. С. Грибоедова мы рассмотрели основные элементы идейно-тематической основы произведения.