Вопрос 1
Николай Алексеевич Некрасов (1821–1877(78)) – классик русской поэзии, писатель, публицист. Некоторое время был редактором и издателем журнала «Современник» (1847-1866), редактором журнала «Отечественные записки» (1868).
Родился писатель 28 ноября (10 декабря) 1821 г. в г. Немирове Подольской губернии в семье помещика. Детские годы писателя прошли в с. Грешнево Ярославской губернии, где находилось родовое имение.
В возрасте 11 лет поступил в гимназию, где учился до 5 класса. Именно в это время Некрасов начинает писать первые стихи сатирического содержания. Отец хотел, чтоб его сын поступил на военную службу, но Н. Некрасов отказался это делать.
В 1838 г. будущий писатель переезжает в Петербург, где поступает вольнослушателем в университет (филфак). Испытывая большую нужду в деньгах, он находит подработку: дает уроки, пишет стихи на заказ. Это время ознаменовано знакомством с критиком В. Белинским, который позже окажет на писателя сильное идейное влияние [1, с. 347].
В 1840 г. Некрасов издает дебютный сборник своих стихов «Мечты и звуки», но терпит неудачу. В. Жуковский даже посоветовал большинство стихов печатать без имени автора. После этого Некрасов отходит от стихов и занимается прозой, пишет повести, рассказы, издает некоторые альманахи, в одном из которых дебютирует Ф. Достоевский. Наиболее успешный – альманах «Петербургский Сборник» (1846).
В 26 лет Некрасов вместе с И. Панаевым выкупил журнал «Современник», который быстро стал популярным, имел значительное влияние в обществе. В 1847–1866 был издателем, редактором журнала, где работали лучшие литераторы того времени. Журнал был очагом революционной демократии. Работая здесь, Некрасов выпускает несколько сборников своих стихотворений. Произведения «Крестьянские дети», «Коробейники» приносят ему широкую известность.
Вопрос 2
У истоков советской детской литературы стоял Большой педагогический талант Б. С. Житкова глубоко раскрылся в его литературной деятельности. Всего он написал более 100 произведений для детей, в числе которых – научно-познавательные рассказы, повести, детская энциклопедия. Он писал о смелых и отважных людях, о мужественной борьбе с морской стихией. Его рассказы отличаются высокой жизненной достоверностью. Причиной этому послужило то, что к писательству этот автор пришел довольно поздно – уже после 40. До этого он успел побывать химиком, кораблестроителем, штурманом дальнего плавания, морским исследователем, путешественником (совершил кругосветное путешествие). Весь жизненный опыт писателя впоследствии вылился в его произведения, которые поражали юных читателей своим сюжетом.
С раннего детства жизнь Б. Житкова была связана с морем. Ему всегда нравились простые и мужественные люди, которые не боятся никаких трудностей и опасностей. Передавая своим читателям по-настоящему энциклопедические знания, делясь собственным жизненным опытом, писатель заключал в свои произведения высокое нравственное содержание. Рассказы посвящены человеческой храбрости, мужеству, доброте, передают романтическую увлеченность делом.
Вопрос о мужестве, его природе особенно занимал писателя: «Я о нем много думал. Особенно в детстве. Хорошо быть храбрым: все уважают, а другие боятся. А главное, думал я, никогда нет этого паскудного трепета в душе, когда ноги сами тянутся бежать... И я не столько боялся самой опасности, сколько самого страха, из-за которого столько подлостей на свете делается. Сколько друзей, товарищей, сколько самой бесценной правды предано из-за трусости: не хватило воздуху сказать!» (цит. по: [7]).
В своем первом рассказе «Шквал» (1924) писатель изображает мужественного человека, который спас экипаж парусника. Он стал первым в книге «Морские истории» (1925). В каждом произведении – пример человеческой смелости, преодоления страха, бескорыстной помощи.
Вопрос 3
Агния Барто по праву считается одной из лучших детских поэтесс. Ее стихи знакомы практически каждому из нас с самого детства. Сочетание писательского и педагогического таланта позволило поэтессе сделать много открытий в детской поэзии. Именно она стояла у истоков жанра юмористического и сатирического портрета [4, с.163].
В одном из писем к С. А. Толстой, жене известного русского писателя Л. Н. Толстого, поэтесса написала: «...Нынче рассказывают мне, что у нас по деревне мальчишки слагают песни сатирические на всех плохих людей и поют им. В словах Толстого о мальчишках, сочинявших сатирические песни, чувствуется, что он одобряет и прямоту мальчишек, и самый жанр сатиры. В пору становления нашей детской поэзии это высказывание Льва Толстого помогало нам в словесных схватках с теми, кто считал, что сатира детям недоступна и противопоказана» (цит.: [4, с. 169]).
Со страниц книг А. Барто смотрят на нас живые дети. Кого только здесь нет – болтунья, неряха, жадина, маленькая сплетница, плакса, зазнайка, лентяй, кокетка и многие другие. Все это делалось поэтессой в соответствии с одной из главных целей ее творчества – помочь детям начать борьбу с недостатками, как собственными, так и чужими. Для этого часто использовалось устное народное творчество (от частушки до дразнилки), народная педагогика.
В каждом своем произведении А. Барто крайне требовательна к качеству смех, так как смех может быть и глупым, и бессмысленным, и даже жестоким, издевательский. Поэтесса в своих произведениях смеется весело, по-доброму, совсем не обидно. Она ни в коем случае не ставит перед собой целью обидеть или осудить маленького человека. Благодаря своему таланту, А. Барто создает такие произведения, которые заставляют оглянуться на себя как бы со стороны, увидеть что-то такое, над чем можно вместе посмеяться. При этом такой смех имеет ощутимый дидактический эффект: он заставляет нас внутренне устыдиться, раскаяться в своем поведении. Таким образом, сатира и юмор в ее творчестве – мощное орудие воспитания детей, не меньше, чем взрослых.
1. Жданов, В. В. Н. А. Некрасов / В. В. Жданов // Расцвет реализма: История русской литературы. – Л.: АН СССР, 1982. – Т. 3. –С. 333-381.
2. Житков, Б. С. Морские истории / Б. С. Житков. – М. : Искатель, 2015. – 64 с. .
3. Некрасов, Н. А. Избранная лирика / Н. А. Некрасов. – М. : Детская литература, 1985. – 224 с.
4. Соловьев, В. И. Агния Барто. Очерк творчества / В. И. Соловьев. – М. : Дет. лит.,1979. – 318 с.
5. Цейтлин, А. Г. Некрасов Николай Алексеевич / А. Г. Цейтлин // Литературная энциклопедия / под ред. Луначарского А. В. – М.: ОГИЗ РСФСР, 1934. – Т. 7. – С. 678-706.
6. Чернявская, Я. А. Детская литература. 2-е изд. / Я. А. Чернявская, Г. В. Регушевская. – М. : Просвещение.1980.
7. Чуковская, Л. К. Борис Житков. Критико-биографический очерк [Электронный ресурс] / Л. К. Чуковска // Lib.ru/Классика. – Режим доступа: http://az.lib.ru/z/zhitkow_b_s/text_0040.shtml.