1. Состояние отечественной психологии на рубеже XIX-XX веков
2. Советский период психологической науки
3. Вклад Л.С. Выготского в развитие отечественной психологии. Основные направления его деятельности и его последователей (А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец)
Литература
1. Состояние отечественной психологии на рубеже XIX-XX веков
Развитие психологии за рубежом шло посредством внедрения в нее эксперимента. Это относится и к развитию отечественной психологии. С.Л. Рубинштейн отмечает, что в 1860-е гг. создаются предпосылки для подлинно научной разработки психологии. Этот период отмечен большим ростом психологической литературы.
Основоположником отечественной научной психологии считается И.М. Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью - движением, поступком, речью. Такой трактовкой И.М. Сеченов предпринял попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.
Экспериментальная психология начала развиваться в России в 1880-1890-х гг., когда возник ряд экспериментальных психологических лабораторий: В.М. Бехтерева (в Казани), В.Ф. Чижа (в Юрьеве), А.А. Токарского (в Москве), а также А.О. Ковалевского, В.М. Сикорского и др.
Важную роль в развитии мировой экспериментальной психологии играли лучшие представители русской психологической науки. Это относится, прежде всего, к одному из крупнейших и наиболее передовых представителей экспериментальной психологии в России Н.Н. Ланге, автору курса «Психология». Его «Психологические исследования» (1893) посвящены экспериментальному изучению: одно – перцепции, а другое – произвольного внимания.
2. Советский период психологической науки
После Октябрьского переворота в первые годы советской власти отечественная психология продолжала развиваться во взаимодействии с мировой психологической наукой. Поэтому при наличии специфических черт развитие отечественной психологии характеризуется практически теми же закономерностями. Растет интерес к социально-психологическим проблемам, проблемам личности. Возникают новые направления. В области психологии трудовой деятельности, например, возникает одно из направлений практической психологии – психотехника, в области психологии обучения – педология, в области общей психологии – реактология и т. п.
Однако в советское время произошла абсолютизация физиологической идеи. Согласно официальной установке только таким путем могло быть достигнуто истинно научное психологическое знание, только так будут, безусловно, обеспечены передовые позиции советской психологии и ее торжество над реакционной буржуазной психологией. Претворение в жизнь официальной установки потребовало активного применения административных методов. Наиболее сокрушительные удары отечественная психология испытала в связи с постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936 г.), а затем в связи с Объединенной научной сессией Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, посвященной павловскому учению (1950 г.).
К концу 50-х – началу 60-х годов сложилась ситуация, когда психологии была отведена роль раздела в физиологии высшей нервной деятельности и комплекса психологических знаний в марксистско-ленинской философии. Фактически это означало отрицание психологии как самостоятельной науки. Почти все основные психологические концепции, получившие признание во всем мире, были запрещены. Серьезно пострадала система подготовки специалистов-психологов, границы сферы практической деятельности психологов сузились до предела.
3. Вклад Л.С. Выготского в развитие отечественной психологии. Основные направления его деятельности и его последователей (А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец)
В дальнейшем в развитие отечественной, советской психологии большой вклад внесли Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Н. Узнадзе, Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов, П. К. Анохин, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Е. С. Кузьмин, Б. Д. Парыгин, Г. М. Андреева и др.
Л. С. Выготский (1896-1934) разработал теорию происхождения и развития высших психических функций, которой он объясняет возникновение сознания человека. Л. С. Выготский утверждал, что развитие человеческой психики, сознания осуществляется через усвоение общечеловеческого, социокультурного опыта. По мнению Л. С. Выготского, сознание является динамической смысловой системой, функционирующей в единстве ее эмоциональных, волевых и интеллектуальных компонентов.
Фундаментальная идея Л. С. Выготского - представление о социокультурной обусловленности психической деятельности человека. Особое внимание Л. С. Выготский уделял второй сигнальной системе как знаковой системе, выступающей орудием формирования психики. По его мнению, психическое отражение действительности человеком детерминируется социальным опытом людей, закрепленным в слове. Он подчеркивал, что сознание человека в своем развитии обусловлено социальным взаимодействием. Л. С. Выготский создал новое направление в детской психологии, выдвинув и обосновав концепцию о зонах ближайшего и актуального развития ребенка.
Л. С. Выготский создает одно из направлений (школу) в отечественной психологии. Его идеи сыграли большую роль в формировании советской теории психического развития (А. Н. Леонтьев) и педагогической психологии (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя и др.).
1. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина. – М., Издательский центр Академия , 1999. – 464 с.
2. Мартинковская, Т.Д. История психологии/ Т.Д.Мартинковская. – М., 2003. – 544 с.
3. Мартинковская, Т.Д. История детской психологии / Т.Д. Мартинковская. – М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС, 1998. – 272 с.
4. Петровский, А.В. История и теория психологии / А.В. Петровский. – Ростов-на-Дону:Издательство «Феникс»,1996. – 416 с.
5. Ярошевский , М.Г. Психология ХХ столетия / М.Г. Ярошевский. – М.: Издательство политической литературы, 1974. – 447 с.
6. Шаграева, О.А. Детская психология. Теоретический и практический курс / О.А. Шаграева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368 с.
7. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.