Введение
1 Использование иллюстративно-наглядного материала в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой и их экологического образования
2 Требования к иллюстративно-наглядному материалу
3 Методика рассматривания картин о природе с детьми разных возрастных групп
4 Использование технических средств обучения в процессе ознакомления с природой детей дошкольного возраста
5 Демонстрация моделей и моделирование в процессе ознакомления с природой детей дошкольного возраста. Значение моделей. Виды моделей. Методика использования моделей
Заключение
План-конспект занятия
Список использованных источников
Введение
В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка. Познавая, ребенок осваивает представления о связях и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. При этом его знания, как показали научные исследования, приобретают качество системности.
1. Использование иллюстративно-наглядного материала в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой и их экологического образования
Наглядно-иллюстрационный материал помогает закреплять и уточнять представления детей о знакомых животных, растениях, сезонных явлениях в природе, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине).
Наглядно-иллюстрационный материал позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлениях (например, рост и развитие растений и животных, сезонные явления природы). С помощью иллюстративно-наглядного материала удается успешно обобщать и систематизировать знания детей. Особую роль здесь следует отвести демонстрации моделей, с помощью которых появляется возможность углубить знания детей, помочь им понять сущность явления, установить связи и отношения.
Большое значение имеет наглядно-иллюстрационный материал в формировании эстетического восприятия природы, в обогащении эстетических впечатлений и чувств. Эти задачи успешно решаются при рассматривании репродукций с художественных картин, просмотре кинофильмов.
2. Требования к иллюстративно-наглядному материалу
При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется ряд требований: содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; картина должна быть высокохудожественной; изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми; следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения.
Необходимо учитывать также возрастные возможности восприятия детей. Так, при формировании знаний о временах года для малышей лучше использовать сюжетные картины, изображающие не только состояние природы, но и детей в одежде, соответствующей сезону, участие их в играх, труде. Это облегчает задачу (определить, какое время года изображено на картине), так как позволяет малышу опереться на собственный опыт. Распознавание сезонов по пейзажным картинам для детей затруднительно, особенно если предлагаются картины с изображением весны и осени.
3. Методика рассматривания картин о природе с детьми разных возрастных групп
Роль картинки для детей младшего возраста преимущественно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его расширении. Картинка для малышей должна приближаться, по словам Е. А. Флериной, к упрощенной реальности.
Рассматривание начинается с внесения картины и молчаливого ее созерцания. Но поскольку малыши не могут молча смотреть на картину, воспитатель поддерживает разговор, обращает их внимание на предмет или персонаж и постепенно развертывает беседу. Основной методический прием здесь – вопросы. Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ (Кого вы видите на картине?), затем рассматриваются другие объекты, предметы, их качества. Так последовательно идет восприятие картины, выделяются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленными на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приемы (детям предлагается мысленно поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»). Последовательность вопросов обеспечивает целостное восприятие картины, а игровые приемы поддерживают интерес к ней [8, c. 9]. Такое рассматривание картины приближается к разговору воспитателя с детьми.
Усложненный вид рассматривания – беседа по картине. Он отличается от предыдущего занятия большей целенаправленностью, систематичностью вопросов, последовательностью рассматривания и обязательным участием всех детей.
4. Использование технических средств обучения в процессе ознакомления с природой детей дошкольного возраста
Среди современных наглядных методов ознакомления дошкольников с предметами и явлениями живой и неживой природы важное место занимают технические средства обучения. К техническим средствам относится как сама аппаратура (диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, кинопроекторы, телеприемники, магнитофоны, электропроигрыватели, электрофоны), так и специально созданные дидактические материалы и пособия: диафильмы, диапозитивные серии, грампластинки, магнитные записи, кинофильмы, радио- и телепередачи, т. е. экранно-звуковые средства [1, с.155]. В современных условиях широко применяют мультимедиа.
Диапозитивы, диафильмы, видеофильмы, кинофильмы и телефильмы позволяют расширить объем научных знаний о природе, организовать активную познавательную деятельность детей, повысить интерес, а значит, обеспечить более успешное усвоение знаний.
Учебные фильмы помогают показать дошкольникам природу в естественных условиях, многообразие взаимосвязей живых организмов со средой, активную деятельность, рост и развитие растений и животных.
Аудиовизуальные средства ознакомления детей с природой оказывают влияние и на формирование элементов материалистического мировоззрения, так как показывают природу в развитии, а ее объекты – в связях и отношениях.
Диафильмы могут быть использованы в работе со всеми группами. Показ отдельных кадров сопровождается рассказом воспитателя или чтением имеющегося в диафильме текста. Для ознакомления детей могут быть использованы следующие диафильмы: «Растения в разные времена года», «Охрана природы», «Животные – обитатели суши и водоемов», «Малыши зоопарка» и т.д.
5. Демонстрация моделей и моделирование в процессе ознакомления с природой детей дошкольного возраста. Значение моделей. Виды моделей. Методика использования моделей
Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Модели – это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами.
Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а значит, полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщение и систематизация знаний детей о природе.
Дети знакомятся с явлениями живой и неживой природы, как на занятиях, так и вне их: на прогулках, в уголке природы и т.д. На занятиях уточняются, расширяются, систематизируются и обобщаются представления детей через усвоение ими специальных условных обозначений тех или иных явлений природы. В дошкольном возрасте в качестве средств обучения применяются условные обозначения и модели, которые в обобщенном и схематизированном виде отражают взаимосвязь живой и неживой природы (прежде всего на материале ознакомления с миром растений) [3, c. 18].
В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей. 1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. 2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. 3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений.
Заключение
Таким образом, применение наглядно-иллюстрационного материала способствуют формированию у детей четких, полных представлений об окружающем мире, развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и речи, игровой и трудовой деятельности.
Рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов-повествований. От уровня содержательности рассматривания картины зависит эффективность последующего обучения детей связным высказываниям. Если содержание картины не вызывает затруднений, на одном занятии можно одновременно решать две задачи – рассматривания картины и рассказывания по ней.
Конспект занятия по рассматриванию картины «Кошка с котятами» в средней группе
Цель: Формировать у детей умение внимательно рассматривать персонажей сюжетной картины, отвечая на вопросы по ее содержанию.
Задачи:
Образовательные: создать условия для проявления мотивации к рассматриванию картины; закрепить элементарные представление о характерных особенностях внешнего вида кошки, о повадках кошек
Развивающие: развивать познавательный интерес к природе.
Воспитывающие: воспитывать у детей желание заботиться, беречь, охранять природу.
Организация занятия. Наблюдения в природе, чтение стихов о домашних животных (кошке); пение песенки «Серенькая кошечка»; загадывание загадок о животных, рассматривание иллюстраций.
Материал. «Картина Кошка с котятами», разрезные картинки, картинки с изображением детенышей животных, картинки с изображением пищи для животных.
Ход занятия.
I Вводная часть
Дети стоят полукругом перед ковром. Отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром у нас была гостья, кошка Мурочка. Она ушла, потому что дома ждут ее детки. Маленькие кто?
Дети: котята.
Воспитатель: Да, котята. Она оставила вам конверт с письмом. Хотите узнать, что она пишет? Сейчас я открою конверт с письмом, который оставила Мурочка. Посмотрите, в конверте лежат маленькие конверты с играми и письмо от кошки Мурки. Садитесь на стульчики за столы и почитаем письмо.
Дети присаживаются за столы.
1. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой С.А. Веретенникова. – М.: Просвещение, 1980. – 272 с.
2. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
3. Маневцева, Л.М. Мир природы и ребенок / Л.М. Маневцева, П.Г. Саморукова. – СПб.: Акцидент, 1998. – 94 с.
4. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2011. – 224 с.
5. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
6. Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой / П.Г. Саморукова. – М.: Просвещение, 1983. – 75 с.
7. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1981. – 111 с.
8. Флерина, Е.А. Основные принципы художественного воспитания детей / Е.А. Флерина // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 7. – С. 8-13