Контрольная работа №17
14. Дайте понятие «мотивация». Охарактеризуйте теории мотивации
36. Охарактеризуйте виды решений в менеджменте
Ситуация 58
Список использованных источников
14. Дайте понятие «мотивация». Охарактеризуйте теории мотивации
Менеджер в процессе управления создает систему воздействий на работника (стимулов) для достижения поставленных перед ним целей. Поведение человека всегда мотивировано. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Поведение личности может иметь и любые другие проявления. Всегда следует искать мотив поведения.
Мотивация ‒ это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации, т.е. это осознанное побуждение человека к какому-либо действию.
Традиционный подход к мотивации основывается на вере в то, что сотрудники – всего лишь ресурсы, активы, которые мы должны заставить эффективно работать.
Со времени промышленной революции наше общество становилось все более сложным. Технический прогресс радикально изменил отношение к труду и повседневному существованию. В результате менеджер ежедневно сталкивается с проблемой мотивации деятельности сотрудников, т.е. с тем, как направить их энергию на имеющуюся работу. Рассматривая мотивацию и как общую функцию менеджмента, и как частную функцию управления персоналом, целесообразно побуждать сотрудников к достижению личных целей через цели организации. Достижение этих целей должно идти по трем основным направлениям.
Повышение уровня удовлетворенности трудом (социальный аспект мотивации труда). В этом случае максимизируется отдача трудовой деятельности и оптимизируется система материального стимулирования. На этой базе совершенствуется и обогащается содержание отношений между членами трудового коллектива, удовлетворяется потребность в общении, повышается социальный статус личности и формируются ценностные ориентации.
Повышение заинтересованности персонала в достижении общих целей организации. Для этого пути характерно:
- осознанное восприятие целей организации;
- оценка своих возможностей и места в организации;
- развитие чувства принадлежности к различным аспектам деятельности организации (« мы все ‒ единая семья »);
- личная ответственность за все происходящее в организации.
Таким образом, проявляется консолидирующий фактор мотивации, т.е. происходит объединение сотрудников для достижения стратегических целей организации, формирование духа партнерства и единения.
Развитие творческого потенциала персонала. Речь идет о формировании творческого отношения к трудовому процессу, т.е. работник имеет возможность самостоятельно выбрать инструментарий для достижения конечной цели.
36. Охарактеризуйте виды решений в менеджменте
Каждый человек в течение дня принимает десятки, а на протяжении жизни - тысячи решений. Некоторые из них весьма индивидуальны: где пообедать? что делать? и т.п. Другие решения более сложны и требуют тщательного обдумывания. Хотим мы этого или не хотим, все мы принимаем решения.
Однако для менеджера принятие решений — это постоянная и весьма ответственная работа. Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поскольку принятые решения касаются не только менеджера, но и других людей и во многих случаях всей организации, понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для каждого, кто хочет добиться успеха в области управления.
Управленческие решения можно классифицировать по многочисленным признакам, однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение. Обычно решения принимаются в обстановке определенности либо неопределенности (риска). Однако некоторые авторы рассматривают риск и неопределенность, а также решения, принимаемые в таких условиях, раздельно.
В условиях определенности менеджер сравнительно уверен в результатах каждой из альтернатив.
В обстановке риска (неопределенности) максимум, что может сделать менеджер, это определить вероятность успеха для каждой альтернативы. В данном случае Важное значение имеют собственная культура, ценности и традиции организации. Сотрудники подвергаются воздействию культуры организации и поэтому не рассматривают варианты решений вне ее.
Существуют и другие критерии классификации управленческих решений:
- по сроку действия последствий: решения долго-, средне- и краткосрочные;
- по частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся;
- по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;
- по форме подготовки: единоличные, групповые и коллективные;
- по сложности: простые и сложные;
- по жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические.
Контурные решения лишь приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления.
Структурированные предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных. Инициатива же с их стороны может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов.
Алгоритмические предельно жёстко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу.
Ситуация 58
Проанализируйте ситуацию, укажите основной стиль руководства и стиль руководства управленческой сетки, отличительные особенности, преимущества и недостатки, факторы, влияющие на выбор стиля руководства, если директор организации энергичен, деятелен. Эмоционально неуравновешен, зачастую допускает ошибки. Однако тщательно их скрывает от подчиненных, так как боится за свой авторитет. К работе относится самозабвенно. Болезненно реагирует на критику. Для него важнее всего дело.
Решение
Во взаимодействии руководителя и подчиненных важнейшее значение имеет способ их взаимоотношений. Его, безусловно, задает руководитель. В теории менеджмента этот способ определяется как стиль.
Стиль руководства – это способ общения и взаимодействия руководителя с подчиненными.
От стиля руководства в определяющей степени зависит психологический комфорт сотрудников. Задает стиль именно руководитель характером своего отношения к подчиненным. А это, в свою очередь, определяет самочувствие сотрудников на работе.
В практике управления выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили руководства, хотя в «чистом виде» данные стили встречаются редко.
Данный стиль руководства ближе к авторитарному стилю. Для авторитарного стиля характерна централизация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы о всех делах докладывали только ему.
Стилю присущи ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными. Такой менеджер единолично принимает (или отменяет) решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Иными словами, основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд.
Автократический стиль управления характерен для владельцев и менеджеров, которые обычно самостоятельно решают большинство вопросов, касающихся деятельности коллектива, не считаясь с мнениями других. Такие руководители обычно не терпят возражений и замечаний подчиненных.
Управленческая решётка ГРИД это двумерная классификация стилей руководства, разработанная американскими учеными Блейком и Моутки Дж. С., названная таблицей (решеткой) ГРИД. Согласно данной классификации, стиль управления оценивается по следующим показателям: забота о производстве и забота о подчиненных и коллегах. Каждый показатель оценивается по девятибалльной шкале.