1 Валеология как наука о здоровье.
2 Современные исследования по проблемам воспитания здорового ребёнка.
3 Задачи воспитания здорового ребёнка.
4 Условия воспитания здорового ребёнка.
5 Специфика условий воспитания здоровых детей в радиологической местности.
Список использованных источников.
1 Валеология как наука о здоровье.
Валеология (от лат. быть здоровым) – это наука о здоровье [1, с. 7].
Предметом исследований валеологии является область здоровья человека. Основными проблемами валеологии являются: 1) здоровье как биосоциальная категория; 2) механизмы формирования здоровья; 3) методы определения конституциональных особенностей личности; 4) методы оценки индивидуальных особенностей здоровья человека и образа жизни; 5) практические способы сохранения и укрепления здоровья; 6) теория и методология валеологического образования [5, с. 8].
Объектом изучения валеологии является здоровый человек и человек с так называемым предварительным заболеванием, а целью валеологии является оснащение человека научными и теоретическими знаниями о формировании, сохранении и укреплении здоровья и практических знаний о здоровье тела. Валеология объединяет усилия врачей, биологов, философов, социологов, психологов, педагогов, экологов, культурологов и других специалистов по созданию медицинских исследований и технологий валеопрактики (здравоохранения). Валеология – это метаучная теория и практика здоровья. Валеология основана на морфологии и физиологии человека, терапии, гигиене, экологии, генетике, фитотерапии, гомеопатии, фармакологии, биотике, психологии, сексологии, физической культуре, ботанике, цитологии, астрологии и хрононаутии [3, с. 20].
2 Современные исследования по проблемам воспитания здорового ребёнка.
В педагогических трудах проблема здорового образа жизни рассматривалась в контексте повышения эффективности системы физического воспитания школьников и дошкольников (Е Вильчковський, Н. Денисенко, Т. Дмитренко, О. Дубогай). В конце ХХ века определился валеологический подход к изучению проблем здорового образа жизни школьников (И. Брехман). Исследованы различные аспекты валеологического образования и валеологического воспитания школьников и молодежи (Т. Бойченко, О. Вакуленко, Г. Голобородько, А. Иванашко, С. Лапаенко, С. Свириденко, Л. Сущенко, С. Юрочкина).
Выполнен ряд экспериментальных исследований по проблеме формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (Н. Денисенко, В. Иванашко, С. Юрочкина). Определены условия профессиональной подготовки будущих специалистов дошкольного образования по воспитанию у детей навыков здорового образа жизни (В. Нестеренко).
3 Задачи воспитания здорового ребёнка.
Задачи физического воспитания дошкольников можно разделить на несколько групп. В первую группу входят те классические задачи, которые справедливы и в работе со здоровыми детьми – это оздоровительные, образовательные и воспитательные. Оздоровительные задачи занимают особое место. Они включают в себя охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности детей. Вторую группу задач составляют образовательные задачи, которые предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, получение дошкольниками элементарных знаний о своем организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Также вторую группу составляют двигательные коррекционные задачи, которые целесообразно разделить на основные и вспомогательные. К основным двигательным коррекционным задачам относятся поэтапное двигательное развитие детей в той последовательности, которая свойственна здоровым детям. Для более детальной проработки основных коррекционных задач сформулируем более частные вспомогательные задачи, которые будет решать педагог в процессе физического воспитания:
Коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата (конечностей, отделов позвоночного столба и др.);
Преодоление слабости (гипотрофии, атрофии) отдельных мышечных групп;
Улучшение подвижности суставах профилактика или разработка контрактур);
Нормализация тонуса мышц (коррекция познотонических реакций);
Улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии) и тактильных (кожных) ощущений.
4 Условия воспитания здорового ребёнка.
Важными условиями воспитания здорового ребенка являются:
Рациональное питание.
Режим.
Гигиена одежды и помещений.
Физическое воспитание
Важный элемент здорового образа жизни — личная гигиена. Он включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.
Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни.
Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без физического воспитания.
5 Специфика условий воспитания здоровых детей в радиологической местности.
Условия воспитания здорового ребенка в радиологической местности:
1. Гигиена помещений и оборудования (чистота, освещенность, воздушно-тепловой режим)
2. Мебель должна соответствовать росту ребенка (профилактика нарушения осанки)
3. Соблюдение режима дня с учетом индивидуальных потребностей ребенка (охрана нервной системы ребенка)
4. Соблюдение режима двигательной активности (зарядка, физ. и муз. занятия, ритмика, вечер спортивного досуга, муз. досуга, подвижные игры, физ. минутки, бодрящая гимнастика после сна) и удовлетворение природной потребности в движении
5. Рациональное питание (пища – это строительный материал для организма)
6. Закаливание (воздушные ванны, обтирание или обливание, тропа здоровья) для профилактики заболеваний и повышения иммунитета.
1. Билич, Г.Л. Основы валеологии / Г.Л. Билич, Л.В. Назарова.– СПб. : Водолей, 1998. – 560 с.
2. Блонский П. П. Психология и педагогика. Избранные труды / П.П. Блонский. — М. : Юрайт, 2016. – 540 с.
3. Давиденко, Д.Н. Валеология – научно-педагогическая основа культуры здоровья / Д.Н. Давиденко // Ученые записки. – 2006. – № 21. – С. 20–23.
4. Деркунская В.А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников / В.А. Деркунская // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 5. - 49 – 51.
5. Зайцев, Г.К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение / Г.К. Зайцев. – СПб. : Акцидент, 1997. – 92 с.
6. Имангалиев, А.С. Педагогическая валеология / А.С. Имангалиев. – Алматы : Ален, 1998. – 262 с.
7. Колбанов, В.В. Валеологический практикум : учеб. пособие / В.В. Колбанов. – 3-е изд., испр. и допол. – СПб. : ЭЛБИ – СПб, 2011. – 224 с.
8. Малюкова И. В. Большая энциклопедия оздоровительных гимнастик / И.В. Малюкова. — М.: АСТ. СПб «Сова», 2007. — С.641–645.
9. Мархоцкий Я.Л. Валеология : учебное пособие/ Я.Л. Мархоцкий. – Минск : Вышэйшая школа, 2010. – 286 c.
10. Омельченко С. А. Взаимодействие социальных институтов общества в формировании здорового образа жизни детей и подростков / С. А. Омельченко: Монография. — Луганск: Альма-матер, 2007. — 352 с.
11. Психология здоровья : учебник для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб. : Питер, 2006. – 607 с.
12. Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: руководство в работе над курсом / Д.В. Хухлаева. – М. ,1985.
13. Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. Образования / В.А. Шишкина. – Минск: Зорны верасень, 2007. – 160 с.