1. Определение понятий «технический навык», «художественная техника». Их роль в овладении изобразительной деятельностью
2. Техника рисования. Ее роль в создании изображения. Обучение дошкольников формообразующим движениям
3. Варианты оформления выставки детских рисунков
Задания
Список использованной литературы
1. Определение понятий «технический навык», «художественная техника». Их роль в овладении изобразительной деятельностью.
В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов посредством которых исполняется художественный образ. Понятию техники в узком смысле слова обычно соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментами, умение использовать художественные возможности этого материала.
Художественные техники – это специальные приёмы, которые используют художники при создании произведения искусства; это художественно выразительное использование возможностей тех или иных художественных материалов.
Детское творчество с раннего возраста развивает композиционное мышление, формирует потребность образного представления и умения передавать свои чувства, эмоции, ощущения. Оно помогает создавать выразительную художественную форму и образное содержание в детских рисунках.
В понятие техники рисования включаются умение правильно держать карандаш и кисть и владеть ими, навыки закрашивания рисунка, не заходя за контур, которые не могут быть приобретены без умения регулировать произвольность размаха, нажима и темпа. Определяется круг технических навыков, которыми должны овладеть дети за время пребывания в каждой возрастной группе. Технике рисунка детей следует обязательно учить [4].
2. Техника рисования. Ее роль в создании изображения. Обучение дошкольников формообразующим движениям.
В процессе рисования у ребенка развивается наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умения доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи и декоративно-прикладного искусства.
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.
Основная цель обучения рисованию в детском саду и дома научить детей изображению предметов и явлений, как средство образного отражения жизненных впечатлений. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия. Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия.
Однако для того, чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения.
Технике рисования детей следует обязательно учить. Освоение техники – это очень важная задача.
При рисовании дети испытывают большие затруднения в создании изображений. А когда они не могут изобразить то, что ему хочется, это вызывает недовольство детей, а порою и отказ от рисования вообще. Не зная приемов рисования, дети пытаются найти их сами. Чаще всего это бывает неправильные приемы: неловкие движения рукой, загораживание рисунка. В результате форма предмета искажается, что вызывает огорчение у ребенка.
Под техникой рисунка следует понимать, это- владение карандашом, красками и другими материалами.
Большую роль надо отводить тому, как держать кисть, карандаш, как ими пользоваться. Например: взяв кисть из баночки с краской, нельзя класть в другую краску, надо кисточку вымыть и взять другую.
В рисовании большое значение имеет развитие кисти руки.
Надо проводить игровые упражнения такие как «намотаем нитки на клубочек», «Мы рисовали, рисовали – наши пальчики устали», «Ровненькие дорожки» [4, с. 52].
3. Варианты оформления выставки детских рисунков.
Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки рисунков. Выставки и конкурсы рисунков в детском саду – это наиболее эффективные формы учебно – воспитательной работы, которые позволяют приобщить детей к культурно – эстетическим ценностям, пробудить в них творческую активность, обогатить их представления о мире, развить познавательный интерес и воображения.
Творческие выставки рисунков в детском саду представляют собой итоговую работу детей по какой-то определённой теме – приурочиваются к празднику, времени года или знаменательному событию.
Задания
1. Проанализировать и представить в виде сравнительной таблицы усложнение задач обучения детей технике рисования
Группа второго раннего возраста
Представления о (об): изображении предметов с помощью изобразительных материалов; простейших элементах рисунка (мазок, линия).
Умения: рисовать линии (дорожки, дождь, снежинки и т. д.), точки, кружочки (колобок, шары и т. д.); эмоционально откликаться на яркие цвета красок; удерживать карандаш, кисть, рисовать пальцами, ладошками; ритмично заполнять лист бумаги яркими пятнами, мазками; умение называть то, что получилось.
Первая младшая группа
Представления о: способах изображения в рисовании на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм); свойствах материалов (краски, карандаш) и элементарных приемах их использования.
Умения: предметного (цветок, рыбка, салют, следы на дорожке, солнышко и др.) и элементов декоративного (точки, линии, мазки) рисования; проводить разные виды линий: вертикальная, горизонтальная, волнистая; замыкание в форму (цветы, листопад, елочка, ежик, утенок, зайка, платье, шарфик, неваляшка, флажки); использовать цвет (освоение основных цветов, создание цветовых композиций); технические умения: овладение элементарной техникой изображения, конструктивным способом рисования; художественными техниками: (пальцеграфия, с помощью поролоновых тампонов).
Вторая младшая группа
Представления о: разных видах линий (вертикальная, горизонтальная различной ширины и нажима, волнистые, замыкание в формы); цвете (основные цвета, цвета спектра, теплые и холодные цвета); способах рисования, штриховке.
Умения: рисовать предметы, элементы сюжетов, декорировать изображения (ручейки, ниточки, травка, радуга, ваза, зайки скачут на полянке, кто живет в лесу); выражать в рисунке свое отношение к предметам; определять центр сюжетной композиции и передавать его доступными способами (на всем листе (плоскости), ритмично повторяя изображение одних и тех же предметов с незначительными дополнениями); рисовать разными способами, штриховать, выполнять изображение в цвете.
Тема: «Осенние дары»
Задачи:
1)Закреплять знания о фигурах и предметах круглой формы.
2)Развивать знание цветов и их сочетания.
3)Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;
4)Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционной техники рисования;
5)Закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
6)Учить правильно, держать кисть, набирать краску, наносить на рисунок.
7)Закреплять знания о временах года (осень).
Материалы: раскраски овощей и фруктов. Корзина, яблоки – муляж (красное, зеленое, желтое, груши - муляж, гриб – муляж, краски, кисти, салфетки, стаканчики, поролон.
Методы: примакивание салфеткой, поролоном, пальчиками, кистью, работа карандашом.
Ход занятия
В группе звучит музыка «Осень в гости к нам пришла.
Дети поют песенку вместе с воспитателем.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что осень нам принесла? (В корзине лежат муляжи овощей и фруктов) Правильно, овощи и фрукты! А по-другому ребята скажем урожай или осенние дары. Осень к нам пришла, урожай нам принесла. Давайте послушаем стихотворение об осени.
Что нам осень принесет?
- Что нам осень принесет?
Что нам осень принесет?
- Яблоки румяные, сладкий мед,
Яблоки румяные, сладкий мед!