Практическое занятия №1
Мария Монтессори
А.В. Бакушинский
Практическое занятия №2
Современные тенденции обучения изобразительной деятельности за рубежом
Практические занятия №3
Список использованной литературы
Практическое занятия №1
Мария Монтессори
Мария Монтессори – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог.
На сегодняшний день система Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка. Развитие детей по методике Монтессори – это свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно.
Свою педагогическую методику Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде.
Суть метода
В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.
Основные идеи развития детей по системе М. Монтессори
Методика основана на следующих положениях:
Среда имеет точную логику построения. В книгах о методике Монтессори делается акцент на то, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.
Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития детей, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её. Таким ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.
Основные правила пользования монтессори-материалами
Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности.
В книгах Монтессори отмечено, что все эти правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать.
Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори это не обязательно какие-то специальные игрушки. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и прочее.
Соблюдение 5 этапов при работе с материалом:
Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Они проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.
У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый малыш обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к его интеллекту ведет не через абстракцию, а через органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.
А.В. Бакушинский
Бакушинский Анатолий Васильевич (1883-1939) вошел в историю советского искусствознания как разносторонний научный и общественный деятель. Его работы в области теории и практики эстетического воспитания, психологии творчества и психологии восприятия искусства, монографии о советских скульпторах, исследования народного творчества вошли в золотой фонд отечественной науки об искусстве.
Анатолий Васильевич Бакушинский родился в селе Верхний Лендех Владимирской губернии. Поблизости располагались старинные центры иконописи Холуй и Палех, где будущий ученый мог наблюдать за работой местных художников-иконописцев. Там он по-настоящему увлекся рисунком и скульптурой, мечтая посвятить себя профессии художника. И хотя задуманное не осуществилось, полученные в юности знания и навыки неизменно помогали в будущей деятельности Бакушинского-искусствоведа.
В 1911 году Бакушинский окончил историческое отделение историко-филологического факультета Юрьевского университета (ныне - г. Тарту). В течение шести лет кроме истории он изучал историю искусств, серьезно занимался философией. В 1912 году Бакушинский поступил в Педагогический институт имени П. Г. Шелапутина. Созданный в Москве институт для лиц, уже имевших высшее образование, отличался особой программой. В течение двух лет студенты наряду с общеобразовательными дисциплинами занимались музыкой, пением, физическими упражнениями, необходимыми для гармонического развития. Основное же внимание уделялось разработке самой методики преподавания, что и привлекло Бакушинского в число слушателей.
Получаемые в институте знания он успешно реализовывал в своей собственной педагогической деятельности в московском Петропавловском училище, где молодой ученый читал в то время курс истории искусства.
Проблемы художественного воспитания и психологии восприятия изобразительного искусства становятся для Бакушинского одной из ведущих тем. Главный акцент в разработанной им в 1918-1921 годах системе художественного восприятия ставился Бакушинским на "непосредственное творческое переживание произведения искусства".
С первых дней революции Бакушинский отдает свой богатый опыт и знания делу эстетического воспитания народных масс, впервые приобщавшихся к мировому художественному наследию. Он публикует цикл статей на тему "Как смотреть картину", обращенный к рабочей аудитории; ведет планомерную работу по улучшению качественного уровня художественных экскурсий, которые виделись Вакушинскому одной из эффективнейших форм пропаганды искусства. Анатолий Васильевич считал экскурсию таким же творческим актом, как и само искусство. Созданная им школа творческой экскурсии видела свою главную задачу в том, чтобы "научить смотреть" произведения искусства. Ее пытались решать слушатели организованного им в 1918 году семинара, в котором, кроме самого руководителя, преподавали такие видные деятели советского искусства, как архитектор И. В. Жолтовский, скульптор В. Н. Домогацкий, графики В. Д. Фалилеев и И. Н. Павлов.
Практическое занятия №2
Современные тенденции обучения изобразительной деятельности за рубежом
В рамках курса рисования учат использовать различные материалы, такие как уголь и карандаш. В программу курса входит вводное знакомство с рисованием темперой, маслом и акриловыми красками. Студенты учатся рисовать с использованием различных материалов натюрморты и человеческое тело (с натуры). Они будут практиковаться, копируя известные произведения искусства, чтобы закрепить изученные техники, а затем начать создавать собственные произведения, выражая собственные идеи, в собственном стиле.
Курс разработано с целью обучения студентов навыкам "чтения" новых художественных языков, использованию новых материалов (пластика, нетрадиционные полотна, дерево, металл) и техник рисования, от традиционных цветов до использования смешанных техник, таких как цветные аппликации губкой, шпателем и валиком. Комбинирование новых материалов и художественных техник поможет студентам развить собственный художественный язык и стиль.
Практические занятия №3
В учебной программе по изобразительному искусству есть достаточное количество задач, которые всесторонне развивают ребёнка. Каждая из задач подразумевает учёт индивидуальных возможностей ребёнка.
В процессе занятий воспитатель знакомит детей с нужным оборудованием для рисования, как их пользоваться.
В программе по музыкальному развитию представлены задачи, в которых музыкальный руководитель не только знакомит ребёнка с музыкой, но также развивает речь, мелодико – интонационную сторону речи.
В разделе программы по развитию речь уделяется большое внимание развитию лексико – грамматического строя речи, связной речи и познавательных процессов.