Значение самостоятельной двигательной деятельности, ее место в педагогическом процессе
Оценка двигательной активности детей
Руководство самостоятельной двигательной деятельностью
Список литературы и Интернет-ресурсы
Значение самостоятельной двигательной деятельности, ее место в педагогическом процессе
Самостоятельная двигательная деятельность – это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка.
Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются разнообразные движения.
Преимущество ее заключается в том, что ребенок сам выбирает движения, двигается в своем темпе, делает паузы, чередует их. По данным физиологов (И. А. Аршавского, С. М. Громбах), дети в этом виде деятельности в большей степени удовлетворяют свою потребность в движении, чем в организованной деятельности.
В раннем возрасте самостоятельная двигательная деятельность имеет свою специфику.
В чем она заключается?
Двигательная деятельность малышей тесно связана с игрой, а, следовательно, с предметами, игрушками, пособиями.
Взрослые должны позаботиться о том, чтобы в распоряжении ребят были игрушки, пособия, стимулирующие двигательную активность, повышающие интерес к движениям. Задача взрослых – научить детей правильно и разнообразно их использовать.
Игрушки, пособия надо располагать так, чтобы малыши, доставая их, проделывали дополнительные движения. Полки с игрушками можно подвесить на разном уровне. К одной полке, чтобы достать игрушку, дети должны наклониться, а к другой, наоборот, потянуться, подняться на носки и т. п. К гаражу с машинами может вести дорожка прямая, а в следующий раз извилистая, к домику – лесенки высотой 100 см и т. п.
Оценка двигательной активности детей
Для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность (ДА). Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Недостаточная двигательная активность – гиподинамия отмечается не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у малышей. В первую очередь от гиподинамии страдает мышечная система: снижается мышечный тонус, работа способность, выносливость, уменьшается масса и объем мышц. Особенно опасна гиподинамия для ослабленных детей. Их, как правило, оберегают от движений, что ведет к нарушению осанки, плоскостопию, задержке физического развития, а также хроническим заболеваниям.
Особую роль для укрепления здоровья ребенка, его всестороннего физического и психического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулировании познавательной и творческой активности играет построение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая, по мнению Л. С. Выгодского, должна соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого ребенка и «зоне ближайшего развития» самого сильного ребенка в группе.
Развивающая двигательная среда детского сада должна позволять детям реализовать все двигательные потребности. В спортивном зале и группах есть необходимый спортивный инвентарь (мячи, скакалки, обручи, гантели, эспандеры и др.) Есть бассейн, есть комната релаксации, театральная и изо студии.
Двигательный режим в ДОУ включает всю динамическую деятельность, как организационную, так и самостоятельную.
Руководство самостоятельной двигательной деятельностью
Физическое развитие ребенка, состояние его здоровья, двигательная подготовленность зависят от тех условий, в которых он живет, и предложенного общего режима, неотъемлемой частью которого является двигательный режим. В его содержание входят комплекс организационных форм физической культуры (занятие, утренняя гимнастика, физкультминутки и др.), который используется в педагогическом процессе дошкольного заведения, и самостоятельная двигательная деятельность детей.
Ребенку свойственная потребность в движениях. В раннем возрасте она происходит в связи с предметной деятельностью, а позже реализуется в многообразных играх, выполнении физических упражнений и посильном труде.
Самостоятельная двигательная активность занимает у малышей половину времени от общей их деятельности на протяжении пребывания в детском саду. Кроме того, она менее всего утомляет детей по отношению ко всем формам двигательной деятельности.
На повышение двигательной активности малышей в самостоятельных играх и упражнениях влияет правильное размещение оборудования, игрушек и пособий, новизна игрового материала, достаточная площадь для игр. Желательно, чтобы в групповой комнате для детей двух-трёх лет была гимнастическая стенка (один-два пролета), лесенка- стремянка, гимнастическая лава, кубы, мячи, обручи, разные игрушки (автомобили, тележки), которые стимулируют многообразную двигательную деятельность детей. Они размещаются с таким расчетом, чтобы способствовать возникновению двигательного творчества малышей, закреплению приобретенных умений и навыков.
1. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. – М. Издательство НЦ ЭНАС», 2004. – 158 с.
2. Воротилкина, И. Организация двигательной активности дошкольников / И.Воротилкина // Дошкольного воспитания. – 1998. – № 6. – С. 34-38.
3. Дедулевич М.Н., Шишкина В.А. Методика физического воспитания детей. – Мн: РИПО, 2016. – 233 с.
4. Лескова Г.П., Буцинская П.П., Васюкша В.И. Общеразвивающие упражнения в детском саду – М. Просвещение, 1981 г. – 201с.
5. Мащенко М.В., Шишкин В.А. Физическая культура дошкольника. – Мн «Ураджай», 2000. – 155 с.
6. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 1986. – 304с.
7. Рунова М. Формирование оптимальней двигательной активности старших дошкольников / М.Рунова // Дошкольное воспитание, 2000. – № 6. – С. 37-38.