1. Младенчество и раннее детство их значение в формировании человека
2. Особенности детей раннего возраста
3. Этапы развития детей раннего возраста
4. Ведущие линии развития детей раннего возраста
Литература
1. Младенчество и раннее детство их значение в формировании человека
Младенческий возраст от 1 месяца до 1 года характеризуется высокой интенсивностью процессов развития сенсорных и двигательных функций, созданием предпосылок речи и социального развития в условиях непосредственного взаимодействия ребенка со взрослыми. В это время чрезвычайно важное значение имеет среда, участие взрослых не только в физическом, но и психическом развитии ребенка (создание обогащенной физической и речевой среды, эмоциональное общение, помощь в развитии его разнообразных движений, акта хватания и локомоции, создание проблемных ситуаций и т. п.). Психическое развитие в младенческом возрасте отличается максимально выраженной интенсивностью не только по темпам, но и в смысле новых образований. В настоящее время установлены стадии развития всех видов моторики (движения глаз, акт хватания, локомоция), начальных форм мышления, предпосылок речи, перцептивной функции. На этой богатой и многокачественной основе после года жизни и на протяжении всего жизненного цикла человека осуществляется социальное развитие психики.
Следующий – преддошкольный – период – от 1 года до 3 лет жизни. Важность этих двух лет жизни обусловлена тем, что в это время ребенок овладевает речью и создаются предпосылки для формирования личности и субъекта деятельности. Быстрое развитие речи связано с тем, что почти одновременно ребенок начинает усваивать фонетический строй языка (с 11 месяцев) и его словарный состав (с 10–12 месяцев). К концу преддошкольного возраста он начинает связывать отдельные слова в предложения (с 1 года 10 месяцев), что означает переход к флексивной речи. Образование связей слов с предметами находится в прямой зависимости от частоты, длительности и характера общения взрослых с ребенком.
2. Особенности детей раннего возраста
В раннем детстве ведущими для ребёнка являются эмоциональное общение с взрослыми (довербальные формы), затем манипулятивная и предметная деятельность, отобразительная игра и начало трудового развития. Раннее детство характеризуется большими потенциальными психофизиологическими возможностями. Современная педагогика и психология уделяет особое внимание их реализации. Ранний возраст – начальный и очень важный этап воспитания подрастающего поколения. Беря на себя ответственность за воспитание ребёнка, каждый взрослый должен знать закономерности психического развития ребёнка. Процесс созревания всех систем организма, в том числе и нервной системы, носит особо интенсивный характер в первые годы жизни ребёнка, что необходимо обязательно учитывать. Для проявления новых психических качеств у детей формируются необходимые органические предпосылки. Ещё одна из особенностей детей раннего возраста – необходимость преодоления противоречия между наличием у новорождённого готовых витальных (жизненно важных) потребностей и отсутствием способа действия для их удовлетворения является движущей силой психического развития ребёнка на самом раннем этапе жизни [2, с. 33].
Голосовыми реакциями проявляется довербальное общение младенца с взрослыми. Крик и сосательные движения – это первый способ действия, посредством которого ребёнок удовлетворяет свои биологические потребности. В процессе кормления ребёнок получает и первый опыт общения с взрослыми. Другой источник активности малыша находится в сфере его защитных реакций. Здесь важное место занимает потребность в комфортности температурой, оптической, звуковой среды.
3. Этапы развития детей раннего возраста
Биологические, эмоциональные и психологические изменения детей, происходящие с ними в период взросления, называются этапами развития ребенка
В прошлом веке выделялись следующие этапы развития ребенка:
От рождения до 1 месяца – новорожденность.
1 месяц – 12 месяцев младенец.
1 год – 3 года – малыш.
4 – 6 лет – дошкольник.
6 – 13 лет – школьник.
Современное разделение этапов развития ребенка:
Момент зачатия – зигота.
От момента зачатия до 12 недель беременности – эмбрион.
С 13 недели до родов – плод.
С момента рождения до 1 месяца – новорожденный.
С 1 месяца до 1 года – младенец.
Дошкольник:
начинающий ходить – от 1 года до 4 лет.
старший дошкольный возраст – от 5 до 6 лет.
Младший школьный возраст от 6 до 10 лет.
Подросток – от 11 до 15 лет.
младший подросток – от 11 до 12 лет.
старший подросток – от 13 до 15 лет.
Юность – от 16 – 18 лет до 21 у женщин и 23 у мужчин.
4. Ведущие линии развития детей раннего возраста
1. Двигательное развитие
Движение – одна из ведущих линий развития детей раннего возраста. В возрасте до трёх лет формируются жизненно важные базовые моторные навыки и умения, закладывается фундамент двигательного опыта, осваиваются элементы движений, из которых впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека.
Кроме того, двигательная активность детей является одновременно и обязательным условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.
2. Познавательное развитие
Познавательное развитие важная составляющая успешного развития любого ребенка. Малыш активно или пассивно получает знания о предметах и явлениях, сосредоточенных вокруг него, учится ориентироваться в окружающем мире.
Познавательное развитие ребенка раннего возраста связано, с органами чувств и совершаемыми ими движениями. Малыш в этом возрасте воспринимает реально существующие объекты, и то, что можно потрогать, увидеть, почувствовать. Именно поэтому дети до трёх лет любят бросать предметы, высыпать что-то из банок, ощупывать вещи и даже пробовать их на вкус.
Познавательное развитие ребенка раннего возраста включает в себя развитие двух важных психических процессов – восприятия и памяти [1, с. 65].
1. Богомолова, Ф.А. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста / Ф.Д. Богомолова. Ю.Ф. Куфатин. – М.: Просвещение, 1988. – 212 с.
2. Воспитание и обучение детей раннего возраста; под ред. Л.Н. Павловой. – М: Просвещение. 1986. – 87 с.
3. Дошкольная педагогика; под ред. В.И. Логинова. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение. 1998. – 306 с.
4. Младенческий и ранний возраст [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/6152609/page:7/
5. Педагогика раннего возраста; под ред. Г.Г. Григорьевой. П.П. Кочетовой, Д.В. Сергеевой. М.: Академия, 1998. 336 с.
6. Попова, С.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста / С.В. Попова. – М.: Просвещение. 1984. 97 с.
7. Учебная программа дошкольного образования. Минск: МО РБ. НМУ «Национальный институт образования», 2012. – 416 с.