1. Русская религиозная философия XIX-XX веков
2. Характеристика понятия «вера»
Список использованных источников
1. Русская религиозная философия XIX-XX веков
В становлении и развитии русской идеалистической философии второй половины XIX – начала XX в. важнейшую роль сыграли мировоззренческие, нравственные и интеллектуальные традиции, сформированные в рамках русского православия. Философское творчество некоторых русских философов и богословов историки философии выделяют в самостоятельное направление – русскую религиозную философию. Русская религиозная философия отличается самобытностью, оригинальностью философских построений, важными новациями в сфере понятийно-категориального аппарата философских наук.
Название «религиозная философия» в данном случае не означает, что другие направления русского идеализма не содержали религиозного аспекта. Религиозность – важная составляющая философских систем А.С. Хомякова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и некоторых других русских мыслителей. Также это название говорит о том, что объединенные им философские подходы к осмыслению и объяснению бытия строго ограничены рамками ортодоксальной религиозности [3, с. 165].
Основу позиций русских религиозных философов второй половины XIX – начала XX в. составляет религиозное мировоззрение. Эти философы имели самое непосредственное отношение к Русской православной церкви, некоторые из них были священниками, богословами. Однако в своем творчестве они могли отходить от некоторых теологических догм, вводили новые понятия, предлагали новые элементы в привычную для религиозного мировоззрения систему мира. Русскую религиозную философию отличали идеи соборности, всеединства, космизма, связанные между собой.
Соборность (автором этого понятия считают А.С. Хомякова) – это единство людей, в основе которого – любовь к Богу. Люди объединены Церковью – телом Христовым, а значит и любовью друг к другу. Это, прежде всего, духовное единство, позволяющее объединить духовные силы людей.
2. Характеристика понятия «вера»
Вера – признание чего-либо истинным, часто – без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. Слово «вера» также употребляется в смысле «религия».
Вера – состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определённой информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом других чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности. Вера характеризует способность индивида некритически принимать определённые взгляды на природу, общество, человеческое мышление, преимущественно как незыблемую, не нуждающуюся в доказательствах истину.
Конечно, никакое определение не идеально, а всего лишь отражает какие-то стороны, аспекты, рассматриваемого понятия. Это аналогично тому, что реальные границы любого объекта вселенной нечётки, а слегка размыты, создавая некоторую неопределённость. Представляется важным выделить следующие положения, связанные с верой [4, с. 137].
1. Вера представляет собой интегративную характеристику личности, основанную на ее мировоззренческой позиции и определяющую ее нравственные предпочтения и ценностные ориентации. Суть веры – не в понимании, не в отражении объективного мира, а в творении новых ценностных смыслов, сообщающих нашей жизни ее высшую значимость.
2. Различаясь по основанию и будучи связанными в традиционных культурах с определенной и конкретной теологической системой, все религиозные учения одинаковы по сути – они обеспечивают духовную трансформацию личности. Поэтому вера не может не быть религиозной, если религиозность понимать в широком философском смысле как связь человека со значимым для него Идеалом.
1. Булгаков С.Н. Свет невечерний / С.Н. Булгаков. – М.:. Республика, 1994. – С. 56.
2. Замалеев А.Ф. Курс лекций по истории русской философии / А.Ф. Замалеев. – Спб.: СПбГУ, 1994. – 103 с.
3. Зеньковский В.В. История русской философии / В.В. Зеньковский. – М., 1991. – 243 с.
4. Корольков А.А. Русская духовная философия / А.А. Корольков. – Спб., 1998. – 238 с.
5. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева / В.А. Кувакин. – М.: Знание, 1988. – 316 с.