Введение
1. Темпо-ритм физического действия
2. Техника сценических переносок
Заключение
Список литературы
Введение
Момент зарождения действия – момент в высшей степени важный и ответственный в творческом процессе актера. Здесь нельзя допустить ошибки, фальши, внутреннего вывиха, ибо именно этот момент в огромной степени определяет собой успех всей последующей работы. Это означает, что актер должен уметь подвести себя к действию, ибо, как говорит К.С. Станиславский, «главное – не в самом действии, а в естественном зарождении позывов к нему». К.С. Станиславский рекомендует даже на первоначальной стадии работы над ролью, не выполняя действий физически, «лишь подводить себя от одной правильной задачи и действия к другой задаче и действию», ограничиваясь «лишь возбуждением внутренних позывов к действию» и «укреплением этих позывов повторениями».
Сценическое движение – одна из важнейших дисциплин, воспитывающих внешнюю технику актера. Настоятельная потребность в учебнике по сценическому движению назрела давно – о нем мечтал еще К. С. Станиславский. Книга И.Э. Коха является первой попыткой создания такого учебника. Основы сценического движения автор рассматривает в тесной связи со сценическим действием, т.е. мастерством актера. Теоретическую и практическую стороны своей работы, методику преподавания он основывает на учении Станиславского и трудах современных психологов и физиологов. Большую ценность представляет та часть учебника, которая знакомит с этикетом и правилами поведения в быту XVI- XIX веков на Западе и в России. Отсутствие серьезных работ по истории быта прошедших эпох сделает эту часть книги особенно нужной и интересной.
1. Темпо-ритм физического действия
Наше сознание в зависимости от обстоятельств работает с различной интенсивностью. Изменение интенсивности обусловлено окружающей жизнью и жизнью самого организма, взаимодействием между мышлением и эмоциями. Мысли и эмоции достигают различной степени активности – от предельного напряжения до полного спада.
В зависимости от ситуации деятельность нашего сознания может либо быть только процессом мышления (внутренним действием), либо выражаться в речи (словесном действии) или в непроизвольных и осознанных физических (телесных) действиях. Ритм внутренней жизни человека руководит его внешним поведением.
Интенсивность, т.е. степень активности психической и физической жизни в драматическом искусстве названа Станиславским «темпо-ритмом».
К.С. Станиславский говорил, что верное физическое поведение в роли зависит от верного темпо-ритма его внутренней жизни. Именно внутренний темпо-ритм определяет собой темпо-ритм внешнего поведения. Но и последний в свою очередь влияет на внутреннее самочувствие, вызывает у актера верные эмоции. Выясним, что означают понятия, составляющие выдвинутый Станиславским термин, «ритм» и «темп» [3, с. 155].
Для иллюстрации понятия «ритм физического действия» мы предлагаем простой трудовой процесс, сознательно отбросив его зависимость от внутреннего темпо-ритма. В этом случае ритм физического действия (трудового процесса) будет определяться только физическими признаками, а именно: размером, скоростью, характером движений и мышечными усилиями. Например, рабочему предложили засыпать яму песком. Взмах и втыкание лопаты в песок, поднимание лопаты, небольшой замах перед броском и бросание песка в яму – вот последовательная цепь дробных действий, составляющих «рабочий цикл». Каждое звено этого цикла требует определенного по величине движения (это фактор пространственный) и определенного времени.
2. Техника сценических переносок
Иногда в пьесе возникает ситуация, когда необходимо поднять на руки человека, перенести и положить его на что-нибудь или опустить на землю. Этот трюк может быть выполнен группой актеров, а иногда – и одним. Бывают ситуации, когда герой тащит врага, иногда он несет друга или любимую. Редко, но все же возникает на сцене необходимость поднять на руки человека и унести его за кулисы, перенести на другое место, вынести на сцену и положить в указанном месте. Эти переноски выполняются с помощью специальной техники; в них одинаковое участие принимает тот, кто несет, и тот, кого несут. Особенность этих трюков в том, что успешность их выполнения зависит главным образом от мышечных ощущений темпо – ритма действий партнера. Если совместные усилия людей, выполняющих такое упражнение, будут несогласованны, то сделать его не удастся. В переносках, где один несет другого, мужчины переносят друг друга или женщину. Групповые переноски состоят в том, что несколько мужчин (семь, пять, четверо, трое) несут одного.
Различные обстоятельства в постановочной практике породили технику различных способов переносок. Эти упражнения, помимо того, что они являются сценическими навыками, прекрасно тренируют чувство темпо-ритма партнера, силу и скульптурность. Упражнений на восприятие темпо-ритма партнера через мышечные ощущения не столь уж много, и потому переноски приобрели особую ценность. Если совместные действия неправильны, не согласованы, удачно выполнить такой трюк нельзя. В переносках по одному мужчины могут носить женщин и мужчин. В групповых переносках одного могут нести семь, пять, четыре, три человека. В переносках по одному имеется три способа: несу друга, несу врага на плече, несу врага на обоих плечах [5, с. 168].
Заключение
В данной работе рассмотрены два важных вопроса: сущность темпо-ритма физического действия на сцене и сущность процесса осуществления техник сценических переносок. Первое, что входит в состав метода физических действий это учение о простейшем физическом действии как возбудителе чувства правды и сценической веры, внутреннего воздействия и чувства, фантазии и воображения. Из этого учения вытекает обращенное к актеру требование: выполняя простое физическое действие, быть предельно взыскательным к себе, максимально добросовестным.
Физическое действие это не что иное, как творческая хитрость, силки для чувства и воображения, определенный прием психотехники. Физическое действие возбуждает все душевные силы творческой природы актера, включает в себя и в этом смысле как бы поглощает душевную жизнь актера. Попадая на сцену в качестве актера, человек первоначально разучивается делать самые простые действия, даже такие, которые он в жизни выполняет рефлекторно, не думая автоматически.
Ритм физического действия не может существовать без темпа, но темп также не может существовать сам по себе, вне действия, а значит, вне ритма. Это понятия неразрывно связанные. Темпо-ритм простейшего физического действия представляется как исполнение движений, осуществляющих действие на ограниченном пространстве, с установленной скоростью и за определенное время. В темпо-ритме обязательно находит выражение степень активности психики человека в данное время.
Техника сценических переносок включает: групповые переноски на сцене; переноски на плече плечах; переноска на руках; переноска на спине. В данной работе подробно описаны существующие техники сценических переносок.
1. Андроников, С.Г. Сценическая пластика / С.Г. Андроников. – М., 2010. – 154 с.
2. Вильсон, Г. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники / Г. Вильсон. – М., 2001. – 248 с.
3. Голубовский, Б.Г. Пластика в искусстве актера / Б.Г. Голубовский. –М., 2006. – 210 с.
4. Збруева, Н. Ритмическое воспитание актера / Н. Збруева. – М., 2003. – 299 с.
5. Карпов, Н.В. Уроки сценического движения / Н.В. Карпов. – М., 2009. – 273 с.