1. Виды изобразительного искусства, используемые в работе с детьми дошкольного возраста. Отбор художественных произведений для ознакомления с дошкольниками
2. Создание условий для восприятия воспитанниками произведений изобразительного искусства
3. Руководство восприятием произведений изобразительного искусства
4. Конспект занятия по изобразительной деятельности для старших дошкольников на тему «Ознакомление с искусством»
1. Виды изобразительного искусства, используемые в работе с детьми дошкольного возраста. Отбор художественных произведений для ознакомления с дошкольниками
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т.д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ. В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями [2, с. 213].
Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.
В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т.п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков.
2. Создание условий для восприятия воспитанниками произведений изобразительного искусства
В современной литературе детское творчество определяется как явление художественной культуры, а изучение особенностей ее проявлений и условий формирования – как важная проблема психолого-педагогической науки. Раскрывая роль творческой деятельности в воспитании, учебе и развитии ребенка, исследователи (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, В.С. Мухина) в то же время отмечают, что между детским и профессиональным творчеством определенного соответствия не существует, хотя общественно педагогическая ценность ее очевидна. В творческой деятельности ребенок открывает для себя что-то новое, обнаруживает свое понимание и отношение к окружающей действительности, что позволяет взрослым изучать внутренний мир.
Такая оценка детского творчества дает основания говорить о правомерности распространения понятия «творчество» на деятельность детей, в то же время, ограничивая ее сроком «детская» и отмечая при этом условный характер его употребления. Одним из важных положений современной педагогики творчества есть утверждение мысли, что детское творчество – «всеобъемлющее приобретение», условие существования ребенка в повседневной жизни (Л.С. Выготский), которая дает основание привлечь к творческой деятельности всех детей без специального отбора [].
Относительно объективной природы художественного творчества ребенка, то современная наука считает, что первобытной формой ее проявления является синкретическое творчество, то есть такая, в которой отдельные виды искусства еще не отделенные и неспециализированные. Этот факт указывает на общий корень, из которого выделились все виды детского искусства. Основы творческого процесса составляют образования из пережитых впечатлений новой действительности, которая отвечает потребностям самого ребенка, другими словами – «комбинирования старого в новом сочетании» (Л.С. Выготский). В связи с этим, уважает он, если мы хотим создать прочные основания для творческой деятельности ребенка, необходимо распространять ее опыт [7, с. 124].
3. Руководство восприятием произведений изобразительного искусства
В каждой субкультуре можно выделить произведения, которые принимаются ее членами в качестве эстетического образца. В ходе культурно-исторического развития народа или социальной группы складывается отношение к видам, жанрам и стилям искусства, что служит предопределением в эстетических ориентациях отдельных личностей. Ребенок, постигая основы субкультуры, в которой родился, сталкивается с системой уже сложившихся художественных вкусов и оценок. А художественное произведение представляет ценность для него лишь в том случае, если общие характеристики произведения соответствуют принятым в его субкультуре нормам вкуса.
Ребенок, родившийся в деревне, где в первую очередь ценятся различные ремесла и где не было возможности изучать многие архитектурные формы, скульптурные и живописные произведения, вместе с семьей переезжает в крупный город. Здесь он сталкивается со множеством видов искусства, которые его, безусловно, удивляют, но которые он пока не в состоянии соотнести со своим художественным опытом. Для этого необходимо не только время, но и помощь родителей, которые могут контролировать поток информации, обрушившейся на ребенка, облегчить его эстетическую адаптацию [3, с. 146].
Таким образом, формирование эстетического отношения детей дошкольного возраста к произведениям искусства представляет собой сложный процесс, в котором участвует множество факторов, имеющих общественный и индивидуально-личностный характер. Для понимания сущности взаимодействия искусства и личности дошкольника важен процесс художественного переживания, эффективность которого определяется эмоциональным воздействием художественных образов.
Один из наиболее тонких исследователей проблемы психологии искусства Л.С. Выготский отмечал, что искусство есть орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны существа человека. Оно располагает значительным арсеналом специфических средств, которых нет ни у одной другой формы общественного сознания. Идеологические аспекты в произведении изобразительного искусства, будучи органически вплетены в ткань живых, зримых художественных образов, воздействуют на сознание ребенка незаметно, но глубоко. То, что пережито, становится частью внутреннего мира личности.
4. Конспект занятия по изобразительной деятельности для старших дошкольников на тему «Ознакомление с искусством»
Цель: вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать картины. Закрепить знания детей о таких жанрах изобразительного искусства как натюрморт, пейзаж и портрет. Учить детей рисовать автопортрет, развивать умение подмечать сходство с собой, проявленное в мимике лица, в выражении и цвете глаз, в манере одеваться; воспитывать аккуратность в работе с красками.
Материал: картины с изображением пейзажа, натюрморта, портрета, образцы автопортретов, акварельные краски, кисти, вода, салфетки, альбомы, зеркало на каждого ребенка.
Предварительная работа: рассматривание репродукций, фотографий, портретов, рисование людей.
Ход занятия
I. Настрой на занятие.
II. Мы с вами на занятиях по развитию речи, рисовании, аппликации, лепке начали знакомиться с разными жанрами изобразительного искусства.
– Как называется профессия человека, который пишет картины? (художник).
– Какие жанры живописи вы знаете? (пейзаж, натюрморт, портрет).
– Покажите, картину, где изображен пейзаж? Как вы узнали? (леса, поля, города, деревни, море, горы).
– Как можно рисовать пейзаж? (с натуры, а можно придумать самому).
– О чем не надо забывать, когда рисуешь пейзаж? (ближний (передний) и дальний (задний план).
– Рисовать лучше чем? (гуашью или акварелью).
Если видишь – на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, –
Обязательно картина
Называется пейзаж.
– Покажите картину, где изображен натюрморт. Почему вы думаете, что это натюрморт? (цветы, фрукты, овощи, ягоды, предметы быта).
1. Галешникова, Т.С. Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности в содружестве с семьей / Т.С. Галешникова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 1(50). – С. 11-17.
2. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М.: Просвещение, 2007. – 368 с.
3. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей / С.Е. Игнатьев. – М.: Академический Проект, Мир, 2007. – 192 c.
4. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планировании, конспекты занятий / Р.Г. Казакова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 120 с.
5. Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства – программа развития детей дошкольного возраста / С.К. Кожохина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.
6. Лелюх, С.В. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников / С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук. – Ульяновск: Фолио, 2009. – 473 с.
7. Лыкова, И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И.А. Лыкова. – М.: Сфера, Карапуз, 2009. – 160 c.
8. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа. Программа, конспекты / Г.С. Швайко. – М.: Владос, 2008. – 176 c.