1. Жизненный и творческий путь В.А. Жуковского. Роль В.А. Жуковского в развитии детской литературы, связь его поэзии с устным народным творчеством
2. М. Горький – критик детской литературы. Художественные особенности сказок писателя
3. Тема труда в стихотворениях С.Я. Маршака. Анализ стихотворения «Пожар»
Список использованных источников
1. Жизненный и творческий путь В.А. Жуковского. Роль В.А. Жуковского в развитии детской литературы, связь его поэзии с устным народным творчеством
Жуковский Василий Андреевич (29 января (9 февраля) 1783 г. – 12 (24) апреля 1852 г.). Поэт, переводчик. Один из основоположников романтизма в русской литературе.
Родился в селе Мишенском Тульской губернии. Сын помещика Афанасия Ивановича Бунина и его турецкой крепостной пленницы Сальхи, которая в 16 лет уже была вдовой. В России Сальха выучила русский язык и была крещена во имя Елизаветы Дементьевны. Жуковский получил свою фамилию и отчество от друга Бунина Андрея Георгиевича Жуковского. Жена Афанасия Ивановича Мария Григорьевна усыновила внебрачного ребенка в своей семье и воспитала его как собственного сына.
Он получил образование в московском дворянском пансионате Роде и в Главном государственном училище в Туле, где его отчислили за плохую успеваемость. С 1797 по 1800 год учился в московском дворянском интернате, после чего он не служил, а поселился в селе Мишенское для самообразования. Изучал древнерусскую литературу, русскую и общую историю, занимался переводами. В 1801-1802 гг. служил в соляной конторе.
Жуковский начал свою литературную деятельность в 1797 году, еще учась в интернате. В 1802 году в «Вестнике Европы» был размещен его перевод произведения Грея «Сельское кладбище, которое привлекло внимание литературного сообщества». В 1808 году была выпущена его знаменитая баллада Людмила, которая заложила основы романтизма в русской литературе. В том же году Жуковский стал редактором журнала «Вестник Европы».
В 1812 году, после того как французские войска вошли в Россию, он вступил в ополчение, где продолжил свои литературные занятия и написал балладу Светлана, которая имела большой успех. В начале 1813 г. поэт заболел тифом и подал в отставку [9].
2. М. Горький – критик детской литературы. Художественные особенности сказок писателя
Работы М. Горького (1868–1936) в области детской литературы поражают своей широтой и масштабностью. По словам Маршака, «в литературном наследии Горького нет ни одной книги, целиком посвященной образованию ... Однако в мире едва ли найдется кто-нибудь, кто так много сделал бы для детей».
Статьи и выступления о детской литературе. Уже в своих первых газетных статьях (1895 – 1896) М. Горький требовал обязательного изучения в школах лучших образцов современной литературы, воспитания художественного вкуса у детей. Мысли об образовании не покидали писателя до конца его дней, хотя он не считал себя учителем. Он был убежден, что «детей должны воспитывать люди, которые по своей природе тяготеют к этой проблеме, которая требует большой любви к детям, большого терпения и уважения к ним». В 1910 году в письме к III Международному конгрессу по делам семьи Дела по образованию М. Горького сформулировал свои требования по воспитанию детей. А в своем выступлении на собрании Лиги социального образования в 1917 году он останавливается на задачах образования: насыщении человека знаниями о мире и себе, формировании его характера и воли, развитии способностей.
Многое из того, что сказал тогда Горький, актуально сегодня. Например, его мысли об освобождении от «государственных заказов», его протест против использования детей как «инструмента, с помощью которого государство расширяет и укрепляет свою власть». Горький выступает за радостное детство и воспитание человека, для которого жизнь и работа – это удовольствие, а не жертва и достижение; и общество "как оно есть – среда, в которой оно полностью свободно и с помощью которого инстинкты, симпатии, осознание величия задач, поставленных обществом в науке, искусстве, работе". Горький связывает воспитание такого человека с ростом культуры и выдвигает тезис: «Защита детей – защита культуры» [4].
3. Тема труда в стихотворениях С.Я. Маршака. Анализ стихотворения «Пожар»
В творчестве Маршака для детей поражает как разнообразие содержания книг, так и разнообразие их литературных жанров. Им написаны весёлые стихи о детях, об их играх, игрушках («Великан», «Мяч», «Ванька-встанька», «Усатый-полосатый», «Хороший день», «Дети нашего двора» и др.), и поэтические познавательные книги («Вчера и сегодня», «Весёлое путешествие от А до Я», «Круглый год», «Разноцветная книга», «Как рубанок сделал рубанок»), и героические рассказы для детей о подвигах и труде человека («Пожар», «Почта», «Рассказ о неизвестном герое», «Ледяной остров» и др.).
В произведениях Маршака отражены волнующие события жизни русского народа: «Война с Днепром» (о строительстве Днепрогэса), «Почта военная» (о людях, сражающихся за Родину), «Быль-небылица», написанная к тридцатилетию Октября (о тяжёлой жизни народа до революции). Политическая сатира «Мистер Твистер» рассказывает детям об отношении к цветным в капиталистических странах и в Советском Союзе. Полны юмора книги «Человек рассеянный», «Багаж», «Пудель» [1].
Характерной особенностью творчества талантливого писателя является то, что его рассказы для детей с удовольствием слушают и читают не только дети, но и взрослые. А это и есть признак настоящего искусства слова, о чём в своё время говорил В. Г. Белинский: «Пишите, пишите для детей, но только так, чтобы вашу книгу с удовольствием прочёл и взрослый».
С. Я. Маршак глубоко верил в силу воздействия на ребёнка художественного слова. Весёлый сюжет, забавная шутка помогали преподнести материал для воспитания лучших нравственных качеств человека [8].
1. Арзамасцева, И.Н. Детская литература. Учебное пособие / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. – М. : Академия, 2000. – 576 с.
2. Волков, А. А. Пособие для учащихся / А.А. Волков, А. И. Горький. – Москва. Просвещение, 1975. – 204 с.
3. Волошин, М. Лики творчества / М. Волошин. – Л., 1989. – 848 с.
4. Горький Максим [Текст] // Писатели нашего детства. 100 имен: биобиблиографический словарь в 3 ч. Ч.3. – М.: Либерея, 2011. – С. 134- 142.
5. Гриценко, З. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению / З. Гриценко. – М., 2004. – 224 с.
6. Детская литература, Учебник / Под ред. Е.Е. Зубаревой для студентов средних специальных учебных заведений. Высшая школа, 2004
7. Зубарева, Е.Е. Детская литература: учеб. пособие для учащихся пед. учщ. / Е.Е. Зубарева. – Москва.: Просвещение, 2012. – 304с.
8. Маршак С.Я. Дом, увенчанный глобусом: Заметки и воспоминания // Маршак С.Я. Собр. соч. – М.: Правда,1990. – Т.4. – С.259-318.
9. Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). Книга 1-2. – ИМЛИ РАН. М., 2000, 2001.