1. Сюжетное и декоративное рисование в старшей группе. Программа обучения. Технические навыки
2. Наглядные, словесные методы обучения. Игровые приемы обучения
3. Конспект занятия
Список литературы
1. Сюжетное и декоративное рисование в старшей группе. Программа обучения. Технические навыки
Сюжетное рисование. Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. При этом содержание рисования всегда является некий сюжет. Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления. В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Эта задача усложняется тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними [3, с. 121]. При овладении композицией сюжетного рисунка как средством выразительности важно расположить отдельные изображения относительно друг друга, передавать отношения по величине, а действие через изображение движения, динамику отдельных поз, деталей. Все эти средства выразительности, хотя и доступны детям, однако процесс их усвоения достаточно сложен и трудоемок и требует длительной и систематической помощи, обучения со стороны педагога.
Затрудняется дети и в передаче действия, движения, динамики, хотя потребность в передаче движения появляются рано. Е.А. Флерина отметила, что на первых порах ребенок передает движение, динамику реальным моторным действием, словом, игрой. Такой способ воплощения динамичного образа для него даже более убедителен, чем изобразительный. Позднее самостоятельные поиски изобразительного способа передачи движения редко заканчивается успехом. Это связано с той же особенностью, о которой говорилось выше: трудностью восприятия детьми изменчивой динамичной формы.
2. Наглядные, словесные методы обучения. Игровые приемы обучения
К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.
Под натурой в изобразительном искусстве понимаются предмет или явление, которые изображаются при непосредственном наблюдении. Работа с натуры предполагает изображение предмета с определенной точки зрения, в том положении, в каком он находится по отношению к глазу рисующего. Эта особенность изображения с натуры обусловливает и своеобразие восприятия в процессе занятия. Основным здесь будет зрительное восприятие, причем при изображении на плоскости (рисунок, аппликация) предмет воспринимается только с одной стороны; при лепке и конструировании дети должны иметь возможность поворачивать натуру, анализировать объемную форму в различных поворотах. Способность воспринимать предмет в совокупности его качеств свойственна уже ребенку младшего дошкольного возраста. Однако необходимость изобразить предмет с натуры предполагает умение анализировать соотношение частей, расположение их в пространстве. Психологи считают, что ребенок дошкольного возраста способен к такому аналитико-синтетическому восприятию только при условии правильного педагогического руководства. В качестве натуры могут использоваться листья, ветки, цветы, плоды, а также игрушки, изображающее людей, животных, транспорт. Использование натуры как метода обучения охватывает весь процесс изображения: первоначальный анализ предмета, сравнение изображения с натурой по форме, положению, цвету, оценка результатов работы путем сопоставления рисунка и натуры [7, с. 87].
3. Конспект занятия «Рисование фигуры человека»
Цель: обучение рисованию фигуры человека.
Задачи: учить рисовать фигуру человека, правильно располагать части тела (руки от плеч, ноги от туловища, голова, туловище), соблюдать пропорцию, величину фигуры, обращать внимание на длину рук и ног, их соотношение по длине.
Ресурсы: образец рисунка, выполненный педагогом; кукла для показа, технологическая карта, бумага (пол листа), грифель, ластик; стихотворения о человеке, о его здоровье.
Содержание
организованной деятельности
1. Организационный момент.
Чтение педагогом стихотворений о человеке, о его здоровье.
О ЗУБКАХ
Перестану зубки чистить
И пойду я в сад гулять.
Попрошу я папу, маму
На качельке покачать.
А с качели-карусели
Захочу в бассейн пойти,
Ох, как зубки заболели...
Мне пора к врачу идти...
Ребяткам мой совет такой,
Чисти зубки, руки мой!!!
О врачах тогда забудешь,
И здоровеньким ты будешь.
Л. Гржибовская
1. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 243 с.
2. Гомозова, Ю.Б. Увлекательное путешествие в мир творчества / Ю.Б. Гомозова, С.А. Гомозова. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008. – 320 с.
3. Горбатова, Е.В. Художественное развитие детей дошкольного возраста / Е.В. Горбатова. – Минск, 2012. – 265 с.
4. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М.:. Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 189 с.
5. Саккулина, Н. Изобразительная деятельность в детском саду / Н. Саккулина, Т. Комарова. – М., 2007. – 202 с.
6. Силивон, В.А. Когда ребенок рисует / В.А. Силвон. – Минск: Народная асвета, 1990. – 347 с.
7. Шайдурова, Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста / Н.В. Шайдурова. – М., 2010. – 172 с.